типа коммунисты в далёкой Индии
kommari — 12.08.2025
Журнал Jacobin
11.08.2025
Керала по-прежнему является оплотом коммунистического движения
Индии
Автор: Бен Моррис
Правительство Нарендры Моди агрессивно враждебно к возглавляемому коммунистами левому альянсу, который находится у власти в Керале, потому что у него есть поразительная история успеха в деле повышения уровня жизни населения — в отличие от Моди и его сторонников из числа хиндуистских националистов.
Центральное правительство Индии относится к штату Керала с подозрением и презрением. Политики из правящей партии премьер-министра Нарендры Моди «Бхаратия Джаната Парти» (БДП) часто представляют его как внутреннего врага, своего рода «пятую колонну».
На протяжении десятилетий Керала была важнейшим центром коммунистического движения страны. Несмотря на всё более изолированное положение, штат продолжает регулярно голосовать за возглавляемый коммунистами Левый демократический фронт (ЛДФ), последний раз — в 2021 году. Это была шестая победа ЛДФ на выборах с 1980 года и первый случай, когда он выиграл два срока подряд.
Что же сделало это движение столь устойчивым в то время, когда индийская политика на общенациональном уровне резко сместилась вправо? И есть ли здесь уроки для международных левых?
Особенность Кералы

Форт-Кочи — жаркий рыбацкий порт Кералы на Лаккадивском море, где белые цапли осторожно ступают по прибою, а торговцы ждут покупателей в тени гигантских баньянов. Они продают мороженое, фруктовые соки, чат, или ломтики ананаса, посыпанные порошком чили.
Влажную тишину после полудня прерывают зазывные крики рыбаков, стоящих высоко на шатких бамбуковых сооружениях их рыболовных сетей. Любопытные туристы наблюдают, ожидая, когда им покажут мастерство. Китайский адмирал и дипломат эпохи Мин Чжэн Хэ впервые привёз сюда эти сети в 1410 году.
Когда Чжэн Хэ прибыл сюда, иностранцы уже посещали Малабарское побережье со времён древних шумеров, включая египтян, финикийцев и греков. Особенно римляне ценили малабарский перец, за который они платили золотом. Еврейская община нашла здесь убежище после того, как испанская монархия издала Альгамбрский эдикт 1492 года, изгнавший их с Пиренейского полуострова.
Есть и арабское влияние: уже в VII веке местные жители наладили связи с морскими торговцами, желавшими доставлять избыточные специи региона на растущие рынки Алеппо, Багдада и Каира. Это взаимодействие было не только экономическим, но и культурным: Кералу теперь широко признают вратами ислама в Индию.
С появлением индустриального капитализма меркантилистские социальные отношения неизбежно уступили место ещё более несправедливым формам колониального подчинения. Сначала португальцы, затем голландцы заявили свои права на торговые сети Кералы, а затем была установлена британская колониальная власть.
Сложная, неоднородная история, подкреплённая особенностями географии — штат зажат между Аравийским морем с одной стороны и горным хребтом Западные Гаты с другой — придаёт Керале ощущение уникальности и отличия от остальной Индии. Кажется, что сама суть керальской идентичности принципиально отличается от соседних штатов.
Однако наиболее ярким показателем своеобразия штата является не история или архитектура, а коммунистическая символика, повсюду на стенах, флагах, транспарантах и плакатах.
Спорт и социализм
Двое молодых людей сидят перед спортивным клубом «Ред Янгс» в Калвати, Форт-Кочи. К решёткам окна привязан большой красный флаг с серпом и молотом.
Внутри, на стене — портрет Владимира Ленина, под ним — фотографии активистов на фоне изображений Фиделя Кастро и Че Гевары. Раньше здание было местным офисом компартии.
— У вас в стране нет спортивных клубов? — удивляется один из них. — Не таких, где висят портреты Ленина, — отвечаю я.
Адхил, бывший член клуба, рассказывает, что «Ред Янгс» сыграл важную роль в его политическом становлении:
Люди, как мы, впитывают атмосферу места. Когда я был ребёнком, здесь находился партийный офис, мы видели собрания, красные флаги, портреты Че Гевары и Карла Маркса. Так мы росли, узнавая о коммунизме.
Однако не все считают, что множество символов — признак живого движения. Академик Ниссим Маннатуккарен, автор книги Communism, Subaltern Studies and Postcolonial Theory: The Left in South India, полагает, что лозунги и иконография — лишь эстетические пережитки утраченного содержания:
Большая часть того, что делает коммунистическое движение в Керале, на практике — это по сути социал-демократия, обёрнутая в старую революционную риторику СССР или Китая… риторика не исчезла, но на деле они проводят социал-демократическую политику.
Адхил подчёркивает, что клубы вроде «Ред Янгс» важны не только из-за революционной символики:
В основном мы занимались социальной работой — собирали еду из наших домов и у соседей для раздачи. Проводили турниры по футболу, крикету и каррому.
Это описание обычного института, важного именно своей укоренённостью в общине. Оно отражает то, что в Керале коммунизм воспринимается как часть повседневной жизни — не только политика, но и социальная сфера.
Рождение керальского коммунизма
Когда в 1920-е годы появилась Компартия Индии (КПИ), Малабарское побережье ещё было разделено на княжества. Регион давно был ареной восстаний против британского колониализма. Бедное сельское население страдало от кастовой системы, поддерживаемой правителями, лояльными Лондону.
Частые восстания имели идеологическую основу. Длительная торговая история Кералы создала прочные аграрные отношения и облегчила распространение радикальных идей.
Даже при британцах государственные вложения в инфраструктуру для сельского хозяйства показали выгоды госрасходов и подорвали жёсткие границы классов и каст.
После Октябрьской революции коммунисты активизировались в крестьянских протестах. Создавались союзы, проходили «марши голода» за права фермеров, организовывались рабочие в кокосовой промышленности.
В Керале религиозные различия дополняли социальное расслоение: крупные мусульманские и христианские общины составляли значительную часть рабочего класса. В 1921 году мусульмане Малабара захватили земли у поддерживаемых британцами индуистских землевладельцев, провозгласили независимость и установили самоуправление, но через полгода британцы подавили это восстание.
Британские власти запретили КПИ и преследовали её лидеров. В 1930-е коммунисты Кералы начали действовать в рамках легальной Социалистической партии Конгресса. По словам Вижу Кришнана, члена политбюро КПИ(М):
Социалисты действовали как отдельная группа в Конгрессе, занимались вопросами рабочих и крестьян и требовали полной независимости, когда Конгресс всё ещё колебался… Они боролись и с социальной дискриминацией, и с феодалами.
Запрет КПИ сняли лишь в 1942 году, когда Британия и СССР стали союзниками. Партия быстро набрала популярность, в том числе в Керале, где возглавила крестьянские восстания.
После независимости
В 1947 году Индия получила независимость, но репрессии против коммунистов продолжились. В 1956 году образовали современный штат Керала.
На первых выборах 1957 года КПИ победила, и Е. М. С. Намбудирипад стал первым в истории Индии коммунистическим главой правительства, избранным демократическим путём. Его кабинет ввёл защиту крестьян от выселения и установил минимальную зарплату.
В 1959 году Неру воспользовался конституционной нормой и распустил правительство Кералы, установив прямое правление из Дели. На выборах 1960 года коммунисты получили больше голосов, но меньше мест. Вскоре партия раскололась на КПИ и КПИ(М), последняя стала крупнейшей и в итоге возглавила ЛДФ.
С 1980 года ЛДФ и Конгрессовский ОДФ поочерёдно управляли штатом, пока в 2021 году ЛДФ не выиграл второй срок подряд.
Модель Кералы
Премьер-министр Кералы Пинарай Виджаян продолжает развивать так называемую «модель Кералы» — систему, обеспечившую почти всеобщее образование и медицину, низкую детскую смертность и самую высокую в стране продолжительность жизни.
С 2017 года в рамках программы LIFE построено около 450 000 домов для беднейших. Район Коттаям стал первым в Индии, ликвидировавшим крайнюю нищету.
Несмотря на невысокий ВВП, Керала занимает второе место по индексу развития ООН.
Критики считают, что КПИ(М) фактически стала социал-демократической партией и интегрировалась в капитализм. Сторонники отвечают, что партия сохраняет антиимпериалистические позиции и защищает права рабочих.
Выживание в осаде
В отличие от Западной Бенгалии, где коммунисты потерпели поражение в 2011 году, Керала остаётся крепостью левых. На последних выборах в Лок Сабху и ЛДФ, и ОДФ обошли БДП, хотя та получила своё первое место в истории штата.
Власти рассчитывают уже в этом году объявить
Кералу первым штатом Индии, ликвидировавшим крайнюю нищету. Каким
бы ни было будущее, уже сам факт сохранения этих достижений так
долго — несомненная победа.
источник (на
английском)
|
|
</> |
Жалюзийные двери или сплошные полотна: что выбрать для вашего интерьера
на СВЯЗИ
Разнобой
Про бизнес и богачей. 10 карикатур Бидструпа
Поездка на Southampton Boat Show. Часть 8. Саутгемптон.
Вон оно чё, Михалыч!
Доброе Утро! Сегодня 19 октября
«Белый» и «чёрный» бизнес: что выгоднее? Мнение сотрудника Роспотребнадзора
Про искусство

