Тихий приспособленец Эшли Уилкс

топ 100 блогов tanja_tank22.04.2024 Тихий приспособленец Эшли Уилкс Вы много раз просили меня разобрать образ Скарлетт из "Унесенных ветром". Увы, ни книга, ни фильм не увлекли меня еще в юности, поэтому разбор не вдохновлял.

Но к счастью, есть вы, мои читатели, которые время от времени готовят разборы для всех нас. Спасибо вам большое! А сегодня я публикую анализ образа Эшли Уилкса, выполненный читательницей Олесей Бардовой.

***

«Унесенные ветром», или роман о том, как молодая, предприимчивая дама Скарлетт О'Хара (отнюдь не ангел) попала, как подкова между молотом и наковальней, промеж двух психопатов – тихого приспособленца Эшли Уилкса, и нахального беспринципного «дельца» Ретта Батлера.

Небольшое предисловие.

Роман я читала во дни зеленой юности, когда он только вышел на российский рынок, и стал одной из самых популярных новинок, яркой иллюстрацией к которой прилагался роскошный голливудский фильм.

У меня чувства роман оставил неоднозначные, в частности я не понимала повального увлечения читательниц Реттом Батлером, и всеобщей убежденности, что «Скарлетт упустила по глупости свое счастье, ведь он так ее любил! Ах, какой мужчина!»

Были почитательницы и у «скромного Эшли», ведь он был «такой утонченной натурой», да, любил Мелани, а напрямик сказать Скарлетт, что он ее не любит, джентльменское воспитание не позволяло. Не принято тогда было прямиком отпихивать дам, которые сами к тебе лезут напролом. А намеков Скарлетт не понимала. Все докучала ему и докучала, и проворонила свое счастье и любовь всей жизни – Ретта Батлера. А Эшли-то хороший, просто не любил Скарлетт. Ну, что поделать. Надо было ей смириться!»

Мне же претил и тот и другой персонаж. И подколодная змея Эшли, и хам и мерзавец Ретт. Роман меня увлек прежде всего антуражем, в котором он происходил, чем разборками главных героев, поэтому я его не перечитывала долгие годы, и вот, когда наконец-таки стала освещаться тема психопатии и абьюза в отношениях, роман снова всплыл у меня в сознании. И я его перечитала. Нет, отношение к поступкам героев у меня осталось прежним, только то, что ранее вызывало смутную неприязнь и недоумение (неужели это можно считать нормой, неужели это любовь?) теперь оставалось описать без прикрас и просто назвать вещи своими именами.

Чисто от себя скажу, что меня увлекла часть романа, начиная от обороны Атланты, когда к ней рвались войска Шермана, и до момента покупки Скарлетт второй лесопилки. Так было и при первом прочтении, так получилось и при втором. Все события «до» навевали легкую скуку, все события «после» рассыпАлись, как карточный домик. (Ядро же, описывающее агонию последних боев армии конфедератов, обстрел Атланты, подвиг Скарлетт ради Мелли, ее прибытие в Тару, трудности, ответственность, убитый янки, мародеры, сжегшие хлопок и едва не спалившие дом, трудности, голод, стойкость Скарлетт, опасность потери Тары – является, на мой взглаяд, самым сильным сгустком событий романа, если можно так выразиться.)

Сделаю еще одну оговорку: на мой вкус Маргарет Митчелл вполне удалось передать нравы, быт, военные действия, политическую обстановку и веяния, которые волновали Юг во время гражданской войны и сразу по ее окончании. Что ей не вполне удалось, это четко выписать персонажи Скарлетт, Ретта, Эшли и Мелани. Иногда этих героев заносит не в ту степь, и они начинают совершать действия, которые их натуре, вроде бы, и не свойственны. Особенно – Ретт, бильярдный шар, который сыплет «словесным салатом» направо и налево. Но, это первый роман Митчелл, так что некая шероховатость вполне простительна и допустительна. Но все же, хоть и герои иногда не совсем и походят на себя, разбор событий романа и свое отношение к их поступкам я сделаю.

Итак: Эшли, подколодный змей. Приступим к разбору тонкой натуры дивного Эшли-джентльмена и давайте-ка ковырнем под лупой и приглядимся получше к субъекту, которому «отдала свое сердце» Скарлетт.

Скарлетт влюбляется в Эшли в 14 лет, и сему событию сопутствует некий интересный момент. Далее я выскажу свое видение ситуации, а оно следующее: от Скарлетт без ума близнецы Тарлтоны. Они заметили ее на одном из празднеств, и понять не могли, как не обращали раньше внимания на очаровательную Скарлетт О’Хара, а вся правда была в том, что Скарлетт сама решила привлечь их внимание. И ей это вполне удалось!

А вот четырнадцатилетняя Скарлетт стоит на крыльце Тары, и тут появляется дивный «он» - Эшли. Она влюбляется, и сама не может понять, как так получилось, ведь они (Скарлетт и Эшли) практически росли вместе, и Скарлетт была равнодушна к нему, а тут вдруг душа воспарила. А что если Эшли применил такую же тактику обольщения к Скарлетт, как она к Тарлтонам? Обинякомником обратил на себя ее внимание? Мои предположения перерастают почти в уверенность, когда понимаешь сколь хитер был Эшли, и каким в общем-то манипулятором он был. Но обо всем по порядку.

Мне могут сказать, что если Эшли и предпринял тактику обольщения к самой Скарлетт, то «Скарллетт тогда получила то, что заслужила, ей вернулся бумеранг за безудержное кокетство.» Но если мы примем во внимание, что на дворе стоит 19 век, и весь мир, в общем-то, принадлежит мужчинам, то поступок Эшли, не собиравшегося жениться на Скарлетт был гораздо подлее. Девушку и женщину было скомпрометировать проще простого, мужчину же скомпрометировать практически не представлялось возможным. У девушки только и было, что приданое, да чары, чтобы найти подходящего мужа, и тем успокоиться, а перед мужчиной все дороги были открыты.

И вот один из близнецов случайно проговаривается, что через два дня состоится помолвка Эшли, и для Скарлетт весь мир рушится на куски. У нее когнитивный диссонанс, и она с трудом понимает, что происходит. Ведь Эшли любит ее! Да почему же она так решила? «Два года он сопровождал ее на балы и на теннисные матчи, на рыбную ловлю и на пикники, разъезжал с ней по всей округе... ни одна неделя не проходила без того, чтобы Эшли Уилкс не появился в поместье Тара.» Вечер за вечером он сиживал со Скарлетт в потемках на крыльце Тары и читал ей стихи, исподтишка смотрел на нее «этим томным взглядом полным неутоленной загадочной печали». Словом, Эшли постоянно терся вокруг Скарлетт, но вел при этом себя столь ловко и осторожно, чтобы его не посчитали женихом. К слову, у Мелани в Атланте он за последний год был едва ли дважды.

Хорош жених, который гарцует вокруг яркой соседки, в то время как невеста его ждет в Атланте. При том, за неделю до объявления помолвки Эшли поехал со Скарлетт на очередную конную прогулку верхом, и загадочно ей поведал: «Ах, Скарлетт, я должен вам сказать нечто очень важное!» Что должна была подумать молодая девушка? Только то, что он созрел для объяснения в любви, разумеется. Далее Эшли «подвештвает» Скарлетт, говоря, что они почти приехали, и он скажет все после, и обвиняет себя в трусости (продуманная индульгенция). После молодые люди еще некоторое время скачут на холм к Таре, то есть времени вполне бы хватило для объяснения, но Эшли, забросив удочку, и взволновав Скарлетт, удаляется.

То есть не проболтайся близнец Тарлтон, а Джералд О’Хара, (которого сам Эшли доброжелательно зазывал на свою помолвку, приглашая также и Скарлетт с сестрами), забыл упомянуть об этом, то Скарлетт могла узнать про обручение уже в двенадцати дубах, и это бы убило ее. А Эшли понаблюдал бы и насладился.

Скарлетт волновала Эшли, небось после прогулок с ней передергивал затвор на досуге, но жениться он, разумеется, собирался на Мелани. Потому что любил ее? Отнюдь. Потому что он любил себя, а Мелани была бы для него идеальной женой, только вот со сздоровьем подкачала, а так все по высшему разряду: начитана, не кокетка, предана, влюблена, всегда будет на стороне мужа, последует за ним на край света, не пикнет в бедности, ни в чем его не упрекнет, всегда поддержит. Мелани – просто находка.

Кстати, страсть Скарлетт к Эшли не прошла незамеченной для окружающих. О ней прекрасно осведомлена Сьюлин, сестра Скарлетт, и девочки Тарлтоны, и даже сестры Эшли Индия и Милочка. Так что же, сестры Эшли прямо никогда-никогда не шепнули ему в оба уха, что «Скарлетт сохнет по нему»? Разумеется они, как минимум, намекали. Эшли знал, что Скарлетт к нему неравнодушна.

А пока пораженная Скарлетт начинает рационализировать: «он не знает, что я его люблю, потому что вокруг меня много поклонников, он женится на Мелли, оттого, что Уилксы все женятся на своих кузинах!» Но что-то ни «правило жениться на кузинах», ни «наличие армии поклонников», «ни даже незнание Скарлетт фамилии "Борджиа" не остановили Чарльза Гамильтона, брата Мелани, чтобы сделать ей предложение. Так что выбор Мелли себе в жены Эшли сделал осознанно. Но у Скарлетт нет достаточного жизненного опыта. Она ребенок. Шестнадцать лет. Посоветоваться ей тоже не с кем. Она бежит со своим горем к отцу, но Джералд довольно толстокож. Он высказывает одну здравую мысть, что «муж и жена должны быть сделаны из одного теста», но потом моментально забывает про горе дочери. К Эллин же не подступиться, она же вся такая правильная, точно кол проглотила. Она придет в ужас и только, да еще и Скарлетт может упасть в ее глазах, а Скарлетт, благоговея перед матерью, не может этого допустить. И Скарлетт решает объясниться с Эшли в день его помолвки.

И вот, общество собирается в двенадцати дубах на барбекю. Эшли выходит под ручку с Мелани. Но за Скарлетт он следит. Просто сидя у ног Мелли, и нежно и преданно глядя в ее личико сердечком, и теребя при этом малиновый кушак ее платья холеными пальцами, Эшли умудряется во всех подробностях рассмотреть и запомнить туалет Скарлетт – до самой мельчайшей детали. Мужчинв обычно к такому равнодушны, а тут образ Скарлетт стал одним из самых лелеемых воспоминаний Эшли в плену. Смотрел Эшли на Скарлетт исподтишка. Хотел узнать, какое своей помолвкой произвел на нее впечатление.

А Скарлетт улучив момент подкарауливает Эшли и совершает немыслимый по меркам ее века поступок – первой признается ему в любви. Как же ведет себя Эшли? Если убрать всю словесную шелуху, то картина возникает следующая: Эшли сообщает Скарлетт, что «... мое сердце всегда принадлежало вам, вы же это знаете. Вы можете терзать его, рвать на части...» Правда? Тогда отчего же ты женишься на другой?

На прямой вопрос Скарлетт, любит ли ее Эшли, тот отвечает следующее: «Да, — проговорил он глухо. — Да, люблю.» Великолепно!

Далее Эшли также слегка дребезжит о помолвке: «Мне следовало сказать это вам, но я думал, что вы уже знаете. (это просто отговорка) Я полагал — это известно всем… не первый год известно. (также отговорка) Я никогда не думал, что вы… (вранье – все он знал) У вас столько поклонников. (а это уже камешек в огород Скарлетт)» В общем-то Скарлетт сама виновата, что увлеклась им, он вроде как обрученных жених (уже давно) и всем про это было известно, и как же так Скарлетт оказалась вдруг «не все»?

На прямой вопрос Скарлетт, любит ли он Мелани, Эшли уходит от прямого ответа. «Мы с ней одна плоть и кровь, мы понимаем друг друга с полуслова.» Можно сказать, что Эшли столь возвышенно относится к Мелани, что вон, считает себя с ней единым целым. Но он не дает прямого ответа что он ее любит на в лоб заданный вопрос.

Ну, и вишенка на торте, Эшли продолжает разоряться перед Скарлетт: «Как могу я не любить вас с вашей неуемной жаждой жизни, которой я обделен? и т д»

То есть, если вычленить главную мысль из беседы Скарлетт и Эшли, то получается, что Эшли любит Скарлетт, а на кузине, которую он не любит, просто женится, потому что она ему подходит для совместной жизни, и у них (Уилксов) принято жениться на кузинах.

Он запускает в Скарлетт крючок с леской, на которой он может водить столь вожделенную форель бесконечно. Мне могут возразить, что Эшли, мол, не хотел ранить чувства Скарлетт, поэтому постарался с ней обойтись со свей возможной мягкостью, а она не восприняла его возвышенный порыв. Э, нет, господа. Не обидеть можно было совсем по-другому. Сказать: «Скарлетт, я бесконечно восхищаюсь тобой, и отношусь к тебе тепло, как к другу, как к сестре. Но женюсь я на Мелани, потому что люблю ее.» Скарлетт, безусловно, было бы больно, но она пережила бы это. У нее в сознании сложилась бы четкая картина, и уже от нее она избрала бы стратегию поведения. Но манипулятору Эшли этого было не нужно, и Скарлетт он посадил на привязь, да и Мелани он не любит. Эшли очень жесток и подл.

Много лет спустя сама Скарлетт поймет с ужасающей ясностью, когда токсичная пелена, напущенная Эшли, спадет у нее с глаз: «…Эшли всегда предавал меня. Да, с самого начала, когда он ходил к нам, хотя знал, что женится на Мелани».

А пока Скарлетт унижена, растоптана, и душа ее в ужасном раздрае. Эшли, читающий ей стихи на ступенях Тары в сумерках, несший ее домой на руках, когда она подвернула ногу, любящий ее, ее Эшли, женится на Мелани! Скарлетт шестнадцать лет. Да, она ломает дров, и слыша, как сестра Эшли Милочка Уилкс насмехается над ней, и говорит Мелани, что Скарлетт ухлестывает за Эшли, то Скарлетт мстит, и назло выходит замуж на жениха Милочки, брата Мелани Чарльза. Чарльз умирает, а Скарлетт остается семнадцатилетней вдовой с ребенком, к которому морально совершенно не готова. Вот такое колесо запустил Эшли. Скажи он Скарлетт, что не любит ее, она вероятнее всего, старалась бы держаться от Уилксов и Гамельтонов подальше, и не вступила бы в брак с Чарльзом.

Стоит упомянуть и о письмах Эшли, которые он писал Мелани, и которые тайком прочитывала Скарлетт. Она была спокойна, потому что среди них не было любовных писем. Но их и правда не было! Молодожен Эшли, которого прямо после свадьбы выдрали из супружеской постели и кинули на поля сражений под пули янки, ни разу не писал Мелани милой ерунды, которую изливают в письмах влюбленные и любящие люди. Он ни разу не написал:«Ненаглядная моя Мелли, как я скучаю по твоим глазам, улыбке, и т д, как хотел бы очутиться рядом с тобой, и проч.» Как будто он общается не с любимой женой, а с неким «соратником». Любил ли он Мелли? Не думаю. Она была просто очень удобна.

Особо хочу отметить приезд доблестного Эшли с войны на побывку. Мелани не отходила от Эшли ни на минуту, и не сводила с него любящего взгляда. Но однако перед самым отъездом, она прощается с мужем в спальне, и бравый Эшли спускается вниз один. Как же так? Мелани не хочет запечатлеть в памяти образ любимого мужа, как тот машет ей на прощанье, скрываясь за углом? Так, разумеется, устроил сам Эшли. Он знает, что Скарлетт караулит его, и хочет побеседовать с ней без досадных свидетелей.

Скарлетт приготовила Эшли в подарок офицерский шарф, и Эшли просит Скарлетт опоясать его. Просьба, на мой взгляд, неуместна. Слишком интимна. Далее Скарлетт клянется Эшли сделать все, что только он ни попросит. И Эшли говорит Скарлетт «поберечь Мелани, пока его не будет». Создается такое впечатление, что Эшли обучался не в университете, а в колледже иезуитов. Он просто беспощадный садист. Разочарования Скарлетт Эшли предпочитает не замечать, зато намекает на свою возможную скорую смерть, и выбивает обещание у Скарлетт беречь Мелли. На просьбу Скарлетт ее поцеловать, Эшли ее со смаком целует. То есть дает ей призрачную надежду не понятно на что. Крючок засаживается глубже. И также как же это мерзко по отношению к Мелани, сидящей за закрытой дверью в спальне.

Скарлетт совершает для Мелани подвиг: остается с ней до конца беременности, даже во время бомбардировки Атланты, когда жители просто разбегаются, принимает у нее роды, находит способ вывезти Мелли и ее ребенка в Тару, и выкармливает их. Мелли получает все самое лучшее в Таре, сообразно обстоятельствам. Без Скарлетт ни Мелли ни Бо не было бы на свете. Казалось, Эшли должен был бы быть благодарен за это Скарлетт. Но об этом далее".

Окончание разбора моей читательницы Олеси Бардовой - в следующем посте.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Даты проведения выставки: 08.09.2017 — 17.12.2017 Музей современного искусства Эрарта представляет выставку «Ламборгини: легенда дизайна» — такую же мощную и роскошную, как суперкары Lamborghini. Впервые в России в музейном пространстве будут выставлены редкие коллекционные модели ...
от Никодима Уездного. Он же не только в биатлоне разбирается, но и во всём. Всю эту заваруху в Сирии заварили греки и примкнувшие к ним болгары. Они рассчитали, что пока турки пойдут маршевыми колоннами на Дамаск, у них будет время, чтобы захватить Константинополь. Но не учли, что персы ...
Отличная выставка сейчас проходит в музее русского импрессионизма, очень советую сходить! «Михаил Шемякин, но другой». Не наш современник и друг Высоцкого, а работавший сто лет назад ученик Константина Коровина и Валентина Серова, внук Алексея Абрикосова, знаменитого ...
...
бедной Йосечке никак не дадут никакую новую коробочку, и даже пакетов никто пустых нигде не бросает в последнее время... совсем людишки  обленились! вот она и использует демонстративно все, что только можно, в этом качестве... например, инструкцию от таблеток, которую я с утра на ...