ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО. ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ И ЛЮБОВЬ НЕБЕСНАЯ. 1510-14 (?)


Часть 1.
Такое случается не так уж и часто, когда в топ-лист самых значительных работ того или иного художника прочно и устойчиво входят его ранние произведения, исполненные в самом начале творческой карьеры, когда мастер был еще очень юн и неопытен. Конечно, в данном случае речь не идет о гениальных мастерах, проживших очень недолго и оставивших такое небольшое творческое наследие, что в нем каждое произведение оказывается на вес золота. Но если художник проживает достаточно долгую жизнь, то расцвет его творчества как правило приходится на время зрелости, когда он набирает достаточно профессионального и жизненного опыта. Впрочем, бывают и исключения, и одно из самых ярких среди них – «Любовь земная и Любовь небесная» Тициана.

Поскольку точно неизвестно, когда родился Тициан (до сих пор исследователи указывают в качестве даты рождения 1488/90 гг.), а в качестве даты создания «Любви земной и Любви небесной» также указываются очень приблизительные даты 1510-14 гг., то можно лишь предположить, что художник создал эту картину скорее всего в возрасте 20-25 лет.

Обстоятельства, при которых создавалось это произведение, точно неизвестны, во всяком случае документов касательно этого не сохранилось. Однако в настоящее время предполагается, что ее заказал молодому Тициану, уже прекрасно зарекомендовавшему себя в совместной работе с Джорджоне по росписи Фондако-деи-Тедески (этот дворец был главной торговой площадкой для немецких купцов в Венеции, в 1505-08 гг. его перестроили после пожара, и лучший на тот момент венецианский художник Джорджоне, которому заказали выполнить роспись фасадов поручил часть работы своему ученику и младшему коллеге Тициану), Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики.

В 1514 году Никколо Аурелио женился на молодой вдове Лауре Багаротто. Свадьба состоялась 17 мая, а картина якобы была преподнесена невесте в качестве свадебного подарка. Косвенным доказательством этого служит герб семейств Аурелио, который изображен на передней стенке мраморного саркофага или бассейна, на бортиках которого восседают героини полотна. Кроме того блюдо, стоящее на бортике, декорировано геральдическими символами семейства Багаротто, а сцена насилия на стенке саркофага слева от герба может намекать на несправедливую казнь отца Лауры Бертуччо Багаротто, либо на смерть ее мужа, произошедшую при невыясненных обстоятельствах.
У Лауры вообще
была непростая судьба. В 1509 году, в разгар военного конфликта
Венецианской республики со Священной Римской империей, первый муж
Лауры, падуанский аристократ Франческо Борромео выступил на стороне
императора. Падуя подчинялась Венеции, потому Борромео был
арестован, а затем пропал без вести, то есть скорее всего был
казнен по приговору Совета десяти как изменник. В тюрьму и ссылку
попали многие родственники Лауры. Ее отец Бертуччо Багаротто,
профессор университета, был повешен на глазах у жены и детей по
тому же обвинению, в его случае явно несправедливому.
Возможно, Лаура
сошлась с Никколо Аурелио от отчаяния, но и ему, несмотря на все
его влияние, организация этой свадьбы далась совсем не просто.
Разрешение на брак со вдовой и дочерью государственных преступников
обсуждала комиссия во главе с дожем, и оно было получено далеко не
сразу. Жених смог лишь буквально за день до свадьбы вернуть богатое
приданое жены, которое ранее было конфисковано. И, наконец, среди
этих предпраздничных хлопот вполне логично выглядит заказ картины в
подарок невесте у одного из еще не самых модных и дорогих, но уже
приобретающих законную славу художников Венеции.
Иногда
утверждается, что Тициан писал «Любовь земную и Любовь небесную» в
память о своем наставнике Джорджоне, который умер во время эпидемии
чумы в 1510 году, заразившись самым романтическим образом, когда
ухаживал за своей заболевшей возлюбленной. Однако, Вазари
утверждал, что уже после в 1508 года между Джорджоне и Тицианом
особой дружбы больше не было. Дело в том, что во время их
совместной работы нах росписями фасадов Фондако-деи-Тедески,
зрители, не знавшие, что в работе участвует не только Джорджоне, но
и Тициан, особо отметили именно те фрески, которые выполнял
последний. И при этом поздравляли с успехом Джорджоне. Так что тот
самым банальным образом начал ревновать ученика к его успеху и с
того времени всячески его игнорировал, либо выражал свое
неудовольствие при случайных встречах.

При этом
художественный стиль Тициана того времени еще очень сильно
напоминает манеру Джорджоне:
«Его образы в этот
период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием,
яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный
колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок…»
Продолжение следует…