ТыБоР

Голос, звучащий предостережением, зловещим предостережением, поведал им, как входит юноша в зал пустой, как зловеще там раздаются его шаги, поведал о мрачных покоях, где сидел священник в сутане, готовый выслушать исповедь». – Джеймс Джойс, Улисс. Часть II. Эпизод 11.
***
Исаак Сирин: «У милующего горит сердце обо всем творении – о человеках, о птицах, о животных… и о всякой твари… он ежечасно со слезами приносит о них молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблении в сем Богу».
Силуан Афонский: «К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь».
Выбор. Во всём и для всякого есть выбор.
Для иных – тыбор.
По мне, Силуан не вполне человек.
Как прописал один ученик его, «это был подлинно человек, образ и подобие Бога».
Нечто отдельное от «неподлинно человеков».
Вероятно, я из них. Но это как – неодушевлённый, фальшивый, искусственный, андроид, недочеловек, убогий, урод, нищий духом?...
Кто возьмётся растолковать, тому в дураки пора.
***
Давно замечено, что как человек начнёт что-либо «известное» ему отстаивать, встав на защиту «знания», он непременно ожесточается в доказательствах. Ожесточается, сам того не замечая, не желая. И в ту же самую секунду из человека начинает переть сокровенное как родовое, подспудно накопляемое нагноение глупости.
Казалось бы, не знаешь – скажи прямо: не знаю, и точка. Нет ведь. Изыскивается толмач, и толмач начинает плести «законные» казуистины. Примерно (а может точно) такие:
Христос ни слова не сказал о животных, а «потому» им нет места в Раю; «зато» у них нет Ада.
Логично?
Ещё бы!
По вине падшего человека братья меньшие изведены из Эдема, однако… «должно только иметь сердце, милующее всякую тварь».
Не честнее ли и не милостивее ли признать: не сказал нам Бог, что точно будет и как будет, оставил, может быть, свободу выбора нам – решать самим, за себя и за меньших?
Нет ведь: мы поставили «закон», «закон» велит убивать – не только в этой жизни, а навечно. Навечно так, что никакой лев ни с какой ланью ни в каком фантазме Иванов Карамазовых и некарамазовых не возлягут.
Одни мы будем в Раю. С Богом, с ангелами, но одни.
Кто скажет, что это не гордыня из тех, где «человек звучит гордо», тот явно не дурак.
Умница. Умница из тех, что всегда учили других «писать для людей». Для «всех». Что во «всех» этих единица или тройка единиц, это не суть. Что это непроходимые грабли, тоже не суть.
Суть в том, что где-то «мрачных покоях сидел священник в сутане, готовый выслушать исповедь» («Улисс»).
Или – Бог с русскими не плачет.
Тыбор.