ДвА ОКна

«Евгений Онегин» 1825 год:
…А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
Справка: Васисда́с (устаревшее, от нем. Was ist das? – «что это такое?» через фр. vasistas – «форточка») – окно в стене магазина, с открывающейся створкой или решёткой, предназначенное для продаж. С этим смыслом связано также шутливое прозвище немца в Российской империи, занимающегося торговлей.
Такое окно открывает читателю автор-рассказчик романа «Евгений Онегин». Маленькое, зарешоченное от кражи, грабежа и битья морды аккуратному немцу, торговцу-вопрошателю: «что это такое к нам суётся?»
За хлебами. Ведь немец – хлебник.
«Медный всадник», 1833 год:
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе…
«Запируем» – это Пётр Алексеевич Романов Первый Великий.
***
Наличен анахронистский перевёртыш: «васисдас» Пушкин выставил в 1825-м, «окно» рубил в 1833-м; исторически первое было вторым, второе первым. Помнил ли умница Пушкин, рубя Петром окно в Европу, о том, чем это окно вывернулось и чем было уже показано?
Наверное, помнил.
Пир не случился. Простор не открылся. Осталась глухая клеть, изба-глаголь с темнотами глухой дыры на задний двор, в скотные пристройки Азии. Вместо дворцовой, в пол выстекленной фасадности ризалита хлопнул камерный волчок-васисдас. Осталось безумие как люк в подрывной подпол «маленького» русского человека. Параша русская - мечта "житейского прогресса" (Ф,Тютчев) погибла: труп на волнах.
Догадывался ли нашевсёлый, что «пугачёвничает», давая две столь противные одна другой картинки, одна из которых стала со временем великой Русской расхожестью, штампом позднейших, в последнее наше время в том числе, духоподъёмностей?
Странным было бы, без достаточных на то оснований, отметать как негодное.
Умышленно ли Пушкин завернул обратную перспективу проёма как ткнул селёдочной (немецко-голландской) харей в морду современникам?
Вероятно, так.
Для чего он так сделал, на чём могло быть основано этакое ещё хитромудрое действие? И для чего торжество Петра омрачено мятежом Евгения против «строителя чудного», чрез монумент, чрез своего рода статую Командора, чью роль в этом тексте надёжно исполнил Медный всадник?..
Наконец, не случай, бог-изобретатель ли правит бал в этом, дураком выгляденном противоставлении и противостоянии разномасштабных «откровений»?
Бог знает, но и весьма сомнительно.
Задумывался ли кто о подобном? Известен ли такой гм… дурак?
Не припомню.
***
Но хорошо и помнить, что все свои пиры на европейском просторе – победоносные, триумфальные пиры Россия чудесным образом проиграла.
При Петре Великом, при Павле-«Гамлете», при Екатерине Великой, при Александре-триумфаторе, при Николае Павловиче строгом, при Александрах Освободителе и Третьем, при Николае Последнем, при Ленине и Троцком, при Сталине… при Горбачёве…
Нынешний великий поход за «Европу от Лиссабона до Владивостока»…
Не по мне – по факту обречон.
Полнота Последнего Рима, вместе с проливами, островами и Гробом недостижима.
…
Такое вот Окно, такой васисдас.
Камни – хлебами, хлебы – камнями.
Такой Пушкин.
Такой, если угодно и если не угодно, двойник-гнойник – русская вера в Бога и русская вера в Справедливость.
|
</> |