ты помнишь, как все начиналось?

В конце 60-х комиссары в пыльных шлемах для столичной и нестоличной интеллигенции перестали быть героями. Красные шарики не веселили больше, а пустоту надо было заполнять - с пустотой в душе жить нехорошо.
И потянулся советский интеллигент к церкви, сначала крайне и крайне осторожно.
Тогда именно возникла и Русская Партия, кстати, но и либеральная интеллигенция нашла себе кусочек православия. Сначала внешнего, этнографически - у Высоцкого, как пишут его знакомые, тоже одна из комнат его квартиры была увешана иконами, хотя сам он при этом верующим не был и даже первоначальный вариант песни "Я не люблю" был со словами "и мне не жаль распятого Христа" (если верить Федору Раззакову). Но потом более продвинутые друзья барда пристыдили его: как тебе не совестно подпевать красной совдеповской атеистической сволочи - и поэт частицу "не" из текста выкинул.
Для либеральной интеллигенции был готов и пастырь - Александр Мень, человек энциклопедических знаний, очень интересный - и либеральная интеллигенция с большим энтузиазмом ездила окормляться духовности в Подмосковье, где в какой-то маленькой церкви Мень работал.
А потом пришла Перестройка. По воспоминаниям некоторых членов Политбюро, в аппарате ЦК идея широкого, на государственном уровне, празднования 1000-летия крещения Руси, вызвала значительное сопротивление. Авторы приводят это как доказательство того, что в Партии были закосневшие дуболомы, которые не понимали значения Духовности и Традиционных Ценностей. Сейчас понятно, что советские олдскуловые консерваторы просто инстинктивно чуяли, чем дело кончится.
Именно этим и кончилось. Православие русское оказалось не таким, как оно было у Меня - открытым и космополитичным, а таким, каким оно и есть - мракобесным и жутковатым. И Меня очень символично зарубили топором в 1990-м, как я помню.
Но в церкви специально еще держат таких людей, как тогда Мень, а вот теперь это Кураев - именно для прикрытия этой самой жути, которой РПЦ является (сейчас еще и жути коммерциализированной).
Но иногда прорывается. Вот как тут. У Пинк Флойд была песенка - «Careful with That Axe, Eugene» - Будь осторожней с топором, Евгений. В общем, да, я бы на месте Кураева поостерегся: времена наступили суровые. Трулльский собор - это вам не хухры-мухры.
|
</> |