ты - мне, я - с тобой
leolion_1 — 15.09.2022 Ну, что же, иногда и дурной пример идет на пользу. Сегодня об этом многие пишут, даже Ходаковский об этом написал, хотя, казалось бы, уж кому-кому, а ему сейчас не до того.Реакция страны на московские гуляния возымела действие (пусть даже это традиция, которая прорастала в город столетиями, Москва всегда большей частью живет на улице, не по домам, и общенародные шатания туда-сюда обожала, обожает и будет обожать). Города начинают отказываться от бурных празников. Не от мероприятий по случаю и поводу вообще, а именно от бурного веселья.
Как мы на днях обсуждали в комментах, это прежде всего вопрос приличий. То, что было сделано в Москве в минувшие выходные, было неприличным. А правила приличия не из воздуха берутся, это инструмент аккурат для того самого снятия социальной напряженности и недопущения конфликтов, нивелирования возможности их возникновения за счет принятых в обществе ритуалов коммуникации.
Я привела в качестве аналогии ситуацию, при которой за стеной у ваших соседей, с которыми вы всегда находились в теплых дружеских отношениях и хотели бы находиться и впредь, случилось что-то нехорошее, похороны, пожар, ребенок заболел, квартиру залило, квартирная кража, машину угнали, что угодно, и прямо сейчас они пребывают в подавленном состоянии. Вы знаете об этом, и соседи знают, что вы знаете, они вам сами сказали вот только что.
А у вас день рождения, на котором вы планировали оторваться и зажечь как следует.
Так вот, хорошо воспитанный человек в такой ситуации - нет, не откажется от празднования, разумеется.
Но он сделает музыку тише и еще и спросит соседа, не мешает ли ему.
Это простая вежливость, которая составляет практическую основу социальной этики. Она понятна даже без слов, этому обычно человека учат (или он сам учится) еще в детстве.
Такого рода жесты служат коллективному характеру человеческих взаимоотношений и показывают другому человеку, что он - часть социума, социум его слышит и уважает его чувства. Человек в отношении социума, который ведет себя так, чувствует обязательство встречной связи. Если в отношении человека такого рода вежливость не проявляют, он в любом случае ощущает это оскорбительным, даже если в действительности никто не хотел его обидеть.
Это вроде бы на первый взгляд и маленькие вещи, именно ритуальные (вряд ли кто-то будет испытывать искреннее горе по поводу чужой залитой квартиры и даже смерти родственника, поскольку он чужой).
Но именно они и образуют незаметные швы "ткани социума", его общности и способности к коллективной самоорганизации.
|
</> |