This is not Walmart, Ma'am

топ 100 блогов ploughlike_elk08.03.2024

Вчерашний пост вообще-то был вовсе не об автосервисе, но обсуждение в комментах зациклилось на наболевшем, я смотрю. "Почему нельзя просто вывесить ценник?", "зачем тебе надо знать бюджет?" и совсем шедевральное: "ты обираешь клиентов прикрываясь верой в Бога и либертарианством!"


Если меня спросят что в моей работе самое сложное и неприятное то я уверенно отвечу: делать эстимейты, оценку стоимости ремонта. Вот это то от чего я точно хотел бы избавиться. Даже работать с обиженным клиентом или обрабатывать запуганного кролика и легче и интереснее. 


Причина очень простая: ремонт, диагностика и даже операция по обслуживанию автомобиля не является готовым продуктом. Это продукт который еще только предстоит произвести, причем в переменных и неизвестных условиях. Это не телевизор или палка колбасы на полке в магазине. Это не сборка новых изделий в неизменных условиях из заранее известного списка одинаковых компонентов и материалов. Это даже не постройка дома, хотя в последнем случае неизвестных заранее переменных уже может быть много и проекты сплошь и рядом выходят за рамки сметы, часто в разы, а то и на порядок. Особенно когда это берется делать государство... 


Занятно кстати как средний кролик совершенно равнодушен к проебу госудасртвом миллиардов отнятых у него же принуждением баксов, когда благосостояние слуг народа растет на миллионы в год - но нидайбох механик выставит счет на пару сотен больше чем сказал по телефону. За такого механика кролик больше не проголосует и другим будет активно отсоветовывать, настрочит злобные отзывы повсюду, возмутится "доколе!", да еще и в суд подаст.


Ладно, в этот раз все же об автосервисе и ценнике на ремонт. 


Во-первых, вроде бы совершенно очевидное: невозможно сказать сколько будет стоить устранение неизвестной неисправности. Ан нет, все равно же звонят с вопросами типа "у меня перегревается двигатель, сколько у вас будет стоить починить". Ладно, тут хотя бы описан симптом, а бывает и "у меня машина не заводится", "у меня нет тепла в машине (ага, "I have no heat", так и говорят) или даже "у меня тормоза как-то не так работают, сколько будет стоить чтобы работали так как раньше". Видел даже своими глазами в заказе в дилершипе "машина не работает". Епта, ну так отправьте ее на работу, нехуй ей дома сидеть... 


"Машина не заводится" это не симптом, симптомы это "крутит стартером, но нет вспышек", или "вспышки есть но не подхватывает", или "вроде заводится, но тут же глохнет как только отпустил стартер", или "лампочки загораются и светят ярко, но стартер не крутит" или вообще "все умерло, ничего не работает, вообще никакой реакции на поворот ключа". А может это даже "вставляю ключ в замок зажигания, а он не поворачивается". Но для кролика это все "машина не заводится, сколько у вас будет стоить починить?" "Печка не работает" может с равной вероятностью означать как неработающий вентилятор печки, так и то что из печки дует только холодный воздух. В последнем случае это может быть вплоть до замены двигателя между прочим. Чо, не ожидали да? А это один из симптомов, например, трещины в головке цилиндров и замена двигателя в сборе может оказаться дешевле чем переборка с заменой головки на новую - да почти всегда оно и есть дешевле уже.


Заметьте, это мы еще даже не в фазе диагностики неисправности, это лишь фаза подтверждения наличия таковой. "Как-то не так" работающие тормоза на самом деле могут быть в полном порядке, просто кролик привык к наличию какой-то неисправности раньше (например, полностью не работающие задние тормоза) и теперь пугается того как резко машина стала реагировать на нажатое тормоза. Или просто пересел в другую машину - я сам на свежем Ford Edge с непривычки чуть не влетел лбом в лобовое стекло всего лишь перегоняя его по двору - естественно не пристегиваясь. Усилитель тормозов на нем очень уж усиливающий, под дамскую ножку что ли его настраивали? Адаптируешься конечно быстро - но не надо недооценивать упрямство мужа подобной дамы, который привыкнув к своему старому пикапу Шевроле с его вялой педалью тормоза теперь убежден что на машине жены неисправны тормоза. Причем он будет недоволен именно тем что ты НЕ взял с него денег и все равно скажет что ты хуй! Ну чо такому, подпустить немного воздуха в тормозную систему что ли? Ведь "клиент всегда прав", да?


"Почему нельзя поставить стандартную цену на диагностику? Вон мне ноутбук чинили и там 200 гривен за любую диагностику! А вы так не делаете потому что развести хотите!" Да по кочану. Я не знаю в чем там заключается диагностика ноутбука за 200 гривен - но зато я знаю почему она стит именно столько. Потому что так уж сложилось на рынке, вот почему. А цена диагностики автомобилей нет, так и не установилась. Попытки всякие были. Я и сам над этим раньше много голову ломал. И "диагностика бесплатно" была популярна одно время (сейчас уже к этому вроде как остыли) и всякие варианты стандартной мзды за диагностику, и "после такого-то порога по цене/времени диагностика бесплатно"... Фигня это все . Там где конкуренция высокая и оголодавшие механики готовы работать бесплатно в надежде на последующее вознагражднеие в виде уже оплачиваемой работы, там клиент действительно получает "бесплатную" диагностику. Бесплатная она конечно же в кавычках, ибо оплатил ее своим временем жизни механик. А когда конкуренция падает (ибо дураки согласные работать забесплатно рано или поздно заканчиваются), то нет ни малейшего смысла тратить свое время на работу вознаграждением за которую являются не деньги, а почетная привилегия поработать на Его Величество Клиента за денежку. Его Величество к такой перемене сразу не привыкает и на первых порах может быть в шоке: как это так, диагностика за деньги? "Ты же ничего не сделал!" (C). 


И конечно же "есть такой специальный компьютер который подключаешь к машине и он сразу говорит что надо делать". Ага, и сколько будет стоить. "А у тебя просто нет такого компьютера потому что ты лох и сервис у тебя лоховской - я поеду в крутой сервис, мне там скажут и цена у них сразу выставлена, двести баксов, во!" Справедливости ради, такого я уже давно не слышу. То ли кролик в целом наконец поумнел, то ли у меня самого такая клиентская база в итоге подобралась. Самое смешное что за "подключить компьютер" я таки сейчас наконец стал брать деньги. Ибо купил очередной сканер, а в нем есть опция выдать распечатку с кодами ошибок в виде красивенького бланка. Ну чо, это уже можно предьявить во всей красе, особенно когда и сам процесс происходит на глазах у клиента: сканер с модным таким современным цветным экраном, всякие картинки мельтешат в процессе, хайтек зашибись, бля! 60 баксов за 10 минут даже с разговорами, за 5 минут без таковых, плохо ли? Да хоть весь день такое делал бы, налетай народ, становись в очередь. Скажете слишком жирно? Нет, это даже меньше чем полчаса по рейту, дилершип возьмет минимум за те же полчаса, а может и час запишут, и рейт там не 125, а 165 и выше. Не хочешь платить - покупай свой сканер. Вот этот мой стоил $4900. Но есть и дешевле. Но есть и дороже. Ой бля, да их оказывается вообще сотни всяких разных, многие стоят еще и намного дороже, так какой покупать-то? В идеале: все ОЕМ, всех марок. И не забывай про листоимость лицензии на каждый. Обычно от штуки баксов в год и выше. Так что 60 баксов это вообще-то бесплатно, с моим потоком клиентов на "компьютерную диагностику" оно и годовую лицензию вряд ли окупит. Но учитывая что я годами это делал бесплатно (только что без распечаток, в режиме "для себя") и что это сраный Autel, а не ОЕМ прибор с последним обновлением софта особенно больше и не возьмешь. Бизнес-моделью оно не является, так только, частичная компенсация содержания нужного прибора в хозяйстве. Вдобавок, я даже ребенка могу обучить это делать, т.е. вообще нулевые затраты времени для меня будут.


Только "компьютерная диагностика" это конечно не диагностика вовсе, это пыль в глаза клиенту, чистейший голимый маркетинг на грани развода. Почему? А вот почему:


Список P0101 - MAF Circuit Range/Performance, P0171 - Fuel System Too Lean (Bank 1), P0174 - Fuel System Too Lean (Bank 2) говорит нам заменить какую деталь и сколько это будет стоить? 


Вариант 1. Рука тянется к ДМРВ (MAF sensor), вон же, компьютер сказал что это он. Сколько он там стоит и сколько на него накрутить сверху ибо ж хуй чего заработаешь когда он меняется за минуту, да? Или кролик вумный, его не обманешь, он и сам знает что такое MAF sensor (ага, в интернете нагуглил, видосик на ютупчике тут же нашел, не обманет кролика жадный и тупой механик!), он сам купит его на амазоне, алибабе, рокауто за тридцать баксов а не за четыреста, и поменяет собственными лапками. Во как, сразу пятсот баксов сэкономил, а механик меня надуть хотел! Да кролик вообще теперь скачал Torque на телефон, купил прибамбасик синезубный и сам себе уже диагност. Как в тех роликах "mechanics hate you to know about this device and it is only $15!". Не дай себя обмануть, Потребитель! Потом правда выясняется что кроме блока управления двигателя и может еще пары-тройки это дешевое поделие опрашивать не может, manufacturer specific коды не понимает и вообще база данных в нем набрана с миру по нитке, обновляется как попало, а то и вовсе не.


Вариант 2. Я же опытный мастер и вижу что это старый GM V8 5.3 двигло. А у них прокладки впускного коллектора усыхают и начинают подсасывать воздух. Особенно на холостом ходу это обедняет смесь будь здоров, вот вам и коды бедной смеси по обоим рядам цилиндров. По-хорошему надо бы конечно это подвердить через наблюдение за коррекциями и всякие трюки, но это еще 15 - 30 минут времени и главное это ж сплошь и рядом на этих моторах когда они старые и с большими пробегами. В 95% случаев это совершенно лишняя трата времени. А коллектор снять-поставить это уже 2 - 3 часа работы по book labor time, ну или типа того, есть смысл отрывать задницу в общем и нет смысла грузить клиента оплатой диагностики общеизвестной и частой неисправности. В конце концов, даже профилактическая замена прокладок не повредит - ели он их не менял уже раньше конечно. А менял он их или нет он и сам не знает. Ибо ж и у машины он уже не первый владелец и болтается из сервиса в сервис ища где подешевле по "правилу трех квот", ага. И хуй он знает разницу между прокладкой впускного коллектора и выпускного. Какую-то может и меняли уже, а какую он не помнит и вообще не уверен. Ну чудесно, чо бля, ты чертовски помог мне разобраться! Теперь я тебе сразу скажу сколько будет стоить и гарантию дам, ага, жди.


Вариант 3. А на самом деле это клиент оказывается залил себе "тюнинговую прошивку", да еще и вырезал катализаторы, чтобы снизить расход топлива. Что там эти "тюнеры" наворотили в параметрах прошивки это вообще хз. И прописываются ли теперь коды из-за этого или все же из-за пропускающих прокладок коллектора? Или еще из-за чего? Или банально все же MAF sensor грязный?


Это, кстати, первый же пример, буквально из вчерашнего дня. Слегка дополненный вероятными обстоятельствами. В реальности машина была по другому поводу (ошибки просто по ходу считал) и клиент толковый, постоянный и слушает что я говорю, а не умничает без должных на то компетенций. А так бывает пригонят какого-то некронемца, с шестым уже владельцем, списком кодов ошибок на пять страниц распечатки и "ну ты хотя бы примерно скажи сколько будет стоить это все сделать". Тоже реально вот именно так и спрашивают. Так я могу уже точно сказать: стоить будет дороже чем ты заплатил за это ведро. Тебе именно поэтому его и скинули за такие копейки что там необходимого ремонта в нем уже на несколько его рыночных цен. Особенно если делать по уму, как вообще-то следует с вершиной мировой автомобильной техники на острие прогресса, а не лишь бы оно как-то ехало чтоб ты мог попонтоваться. Хочешь совет как тебе получить желаемых понтов задешево? Тогда лучше всего так: тащи ее в заведение где их тут начищают и наполировывают, потом запаркуй ее перед домом и вытирай пыль по ночам, пока никто не видит. Соседи обзавидуются, а чтобы ездить купи себе Toyota Yaris. Это заведомо дешевле и практичнее. "Вы купили Ягуар? Поздравляю! А на чем вы теперь будете ездить?"


Тьфу бля, хотел написать почему нельзя "просто сказать сколько будет стоить", повесить ценники как в магазине, и почему действительно по уму, с профессиональным подходом, надо знать бюджет - а уже целая статья и я даже не начал обьяснять толком вообще ничего. Да тут, блядь, материала на целую книгу легко набирается, если живописненько, с примерами из жизни, шутками-прибаутками и цитатами из авторитетов, для пущей солидности.


Ладно, в другой раз и тогда попробую кратко. Правда тогда все равно не поймут.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Раз уж спрашиваю сейчас про дорогу на Воттоваару, хочу поделиться с вами нашей прошлогодней поездкой в Карелию. Может пригодится кому-нибудь так как июнь самое замечательное время для такого дела. День превращается в ночь, а ночь в день. Стираются все временные границы - разве это не ...
Долго спорили мы с другом Володей по кличке Япона-сан, он же физик-ядерщик, он же агент vka-13 о положении в стране (не в Японии, конечно). И не то, чтобы спорили, а просто друг Володя, разгоряченный изобретенной им настоечкой вассаби-инстант и моим ...
Между тем, не забываем и о других темах: - Власти РФ намерены осудить страну, на наследстве которой паразитируют до сих пор. - Попы собираются переписать историю славян так, как выгодно церкви. - На Ставрополье чечены расстреливают русских ...
...
В рамках достигнутых договоренностей, министр обороны Китая Ли Шанфу посетит с визитом Россию 16-19 апреля. Ли Шанфу проведет переговоры с руководством МО РФ, а также посетит различные военные учебные заведения. Стоит отметить, что буквально перед анонсируемым визитом, США обвинили ...