This game has no name it will never be the same.
sherlock_series — 15.01.2012 Глубокоуважаемые Клавдия Ивановна и Дарья Борисовна все же уговорили меня записать буковками то, что я уже оставила надежду ими записать. А именно – свои мысли и переживания на тему «Скандала в Белгравии» в целом и Ирэн Адлер в частности. Я более чем уверена, что «Скандал» для меня отныне и вовеки – самый личный эпизод «Шерлока» из всех, что были и еще будут. И во всем виновата Та Женщина. Ирэн… О, Ирэн. При всей нашей внешней несхожести, я не могла не почувствовать с ней тонкое внутреннее сродство. Кроваво-красные ногти? Хлыст? Тонкие каблуки? О, это все, на самом деле, совершенно не важно. Ирэн – потрясающий знаток человеческих сердец: страстей, эмоций, слабостей, желаний, восприятия и переживания. Вот ее истинное оружие, позволяющее добиваться желаемого. Манипулятор? Вульгарное слово по отношению к истинному игроку и даже… да, да, давайте признаем это, художнику. Человеческие чувства – палитра красок, позволяющая Мастеру создать практически любое произведение: мазок карминной страсти, черный контур тайного желания, розовая акварельная дымка романтики, ядовито-желтая зависть, серая полоса меланхолии, нежно-сиреневая тоска… Что угодно.И здесь неизбежно возникает тема антагонизма Шерлока и Ирэн (о чем, по моим ощущениям, говорят куда реже, чем об их сходстве). Авторы очень любят сталкивать Шерлока с его, в том или ином смысле, противоположностями (которые, при этом, в том или ином смысле, на него похожи): Джон, Майкрофт, Джим – все они этакие «альтер-эго» главного героя… И вот еще один элемент этой многофигурной композиции: Ирэн Адлер. Она, как и Шерлок, умна. Она, как и Шерлок, игрок – и высококлассный игрок, как нетрудно заметить. Вот только играет наша femme fatale совершенно на другом поле. Шерлок «divorced with his feelings» ради чистой логики, он – воплощенная прагматика. Для Ирэн же чувства и есть поле битвы, оружие и, во многом, контрибуция в случае победы. Наивно было бы думать, что ее интересуют деньги или власть. Так же, как Шерлок постоянно исследует пространство логики, Ирэн исследует пространство чувств, эмоций и страстей. И так же, как и Шерлока, по-настоящему «интересные случаи» ее очень возбуждают. Потому что так же, как и Шерлоку, ей все время скучно: страстишки и слабости людей на диво однообзразны, спектр эмоциональных реакций у подавляющего большинства – очень беден. Она читает людей, как открытую книгу. Она может управлять их поведением одним движением брови. То, что другие считают трагедией, эмоциональным потрясением, серьезным событием в своем эмоциональном мире, для нее – набор изрядно поднадоевших банальностей, очевидные вещи, давным-давно изученные вдоль и поперек. Как Шерлок постоянно находится в поисках новой пищи для ума, она постоянно находится в поисках новых психологических ощущений. То, с каким пренебрежением и равнодушием она отзывается о своих клиентах, как и у Шерлока, лишь отчасти рисовка и тщеславие. Они действительно не очень-то интересны. И если Шерлок вопрошает: «Что творится в ваших маленьких смешных мозгах?», Ирэн с тем же успехом может вопросить: «Что творится в ваших маленьких смешных сердцах?»
Я больше чем уверена, что и БДСМ для нее, в первую очередь, - это способ выйти за те скудные эмоциональные рамки, в которых большинство людей существует большую часть времени. Я, скажем, ровно по этой же причине питаю тайную страсть к психическим расстройствам и пограничным состояниям. Особенно к социопатии. Социопаты вообще находятся вне того, что мы называем эмоциями – и это интересно. Естественно, Ирэн завораживает Шерлок. Я ее более чем понимаю, ибо «шерлоки» точно так же завораживают и меня. Нет, не тот тип демонстративных циников, который часто можно встретить в наше время. Их, на самом-то деле, «расколоть» куда проще, чем цветущего сангвиника, ибо скорлупа тонка, а сердцевина уязвима. Это тоже невыразимо скучно. Интересны те, кто на самом деле «живет головой», а эмоции скрупулезно раскладывает на химические реакции и нервные раздражители. Это такой же по-шерлоковски детский интерес с открытым ртом: «Ух ты! Ну-ка, покажите! Еще разок… Уххх! Как интереееснооо…» Я уверена, что и загадку с бумерангом они решали, осуществляя принципиально разный мыслительный процесс. Ирэн могла бы решить ее и сразу, но Шерлок дает ей не те «вводные»: свои, прагматические. Как только у нее, наконец, совмещаются в голове громкий звук и «естественная человеческая реакция» на этот звук – она тут же понимает, в чем было дело. Она – знаток естественных человеческих реакций. И это сбивает ее с толку и одновременно привлекает в Шерлоке: он свои естественные реакции способен держать при себе. Это как коробочка-головоломка: очень хочется узнать, что внутри, но на какие рычажки нажать и что подвинуть, чтобы она открылась?! Вот действительно нетривиальная задача!
Конечно, Шерлок не прав, когда говорит в конце, что она поддалась эмоциям. Мне кажется, он здесь во многом проецирует на Ирэн самого себя, желая показать, что она тоже, тоже совершила ту же самую ошибку, что и он в какой-то момент. Ту, да не ту. Ирэн никогда не отстранялась от эмоций, чтобы им «поддаваться», она в них живет и дышит ими, она в них как рыба в воде. Но она действительно заигралась. Они оба заигрались. Игра была слишком увлекательной, чтобы не купиться. Ирэн совершает главную ошибку эмоционального манипулятора: недооценивает собственные эмоции. С одной стороны, слишком понадеявшись на то мастерство, с которым управляется с ними, с другой – привыкнув, что оппоненты всегда слабее ее. Это почти всегда происходит, когда в подобных играх встречаешь равного, особенно если встреча произошла впервые. Возникают настоящие чувства. И это совсем не обязательно любовь – иногда твой противник может вызвать и всамделишный страх, и нешуточный гнев. Главная проблема в том, что возникают они ровно там, куда все остальные даже под наркотиками не долетали. Оба способны выйти далеко за рамки обыденного – и настоящее переживание может родиться только там, за границей обыденного. И оттого оказаться сильнее, чем весь эмоциональный контроль, наработанный годами неустанной практики. И если бы оба не были в такой большой степени эгоистичными детьми, они, возможно, смогли бы остановиться в этот момент, увидеть, что «здесь что-то другое»… Я не скажу, что так не бывает. Но не в случае этих двоих. Тормоза придумали трусы – и каждый хочет дойти в своей игре до конца, победить, повергнуть уже, наконец, противника.
Увы, победителей при таких раскладах не существует. Ирэн все-таки вскрыла свою коробочку-головоломку. Наверное, кто-то сейчас со мной категорически не согласится – но я тоже останусь при своих. Потому что видела это не на экране, а в жизни, на расстоянии вытянутой руки. И после «Скандала» меня еще три дня, в прямом смысле, потряхивало, настолько Бенедикт и Лара достоверно сыграли эту сцену, невыносимо достоверно для того, кто знает, «как оно в жизни». Ирэн умудрилась задеть непроницаемого Шерлока Холмса, найти уязвимое место в прагматической броне, пробраться под нее и посмотреть, что внутри. Так мой трехлетний сын разбирает игрушки, стремясь узнать, как они устроены. Но человек – не игрушка, человеку от такого, как правило, больно. И он, скорее всего, сделает больно в ответ. Так больно, как может сделать только равный равному, то есть, по-настоящему. Шерлок в сцене с разгадыванием пароля почти совершенен в своей жестокости. Совершенен и убийственно точен. Это секретный удар из «Убить Билла»: короткое нажатие всего лишь на пять нужных точек стопроцентно обеспечивает смерть от сердечного приступа. И, ради всего святого, это не имеет ничего общего с его обычной бестактностью – той, которую мы видим в сцене с Молли. Здесь он совершенно точно знает, что делает, и делает все, чтобы сделать очень-очень больно. Коробочка открылась, Ирэн, но понравилось ли тебе то, что ты нашла внутри?
Для меня «Скандал в Белгравии» - это в очень большой степени история про то, как больно могут сделать друг другу два умных человека, которые _слишком_ много думают. Да, в данном случае – слишком. Слишком увлеклись завораживающей (о, по-настоящему завораживающей) красотой шахматной партии – и не заметили за этой партией того, что по-настоящему важно. Впрочем, финал оставляет надежду на то, что оба все-таки что-то поняли… Хотя in real life на это обычно уходят годы. Но ведь это же кино…