THE DUELISTS (1979)

топ 100 блогов mr_garett16.03.2023
THE DUELISTS (1979)

1800 год. У руля Французской республики стоит консул Наполеон Бонапарт. Революционные войны остались в прошлом, но солнце Аустерлица еще не осветило своими лучами Великую армию. Именно в это время, в узком интервале между кровавым прошлым и великим будущим, лейтенант Габриэль Феро из 7-го гусарского полка учинил дуэль с племянником Страсбургского мэра. Поскольку Габриэль был героем революционных войн, его арест был санкционирован самим Бригадным генералом. Сопроводить Феро до казарм должен был лейтенант Арман д’Юбер - выходец из старой аристократии. Однако, Феро решил под арест не идти, оскорбил д'Юбера и учинил с ним побоище на саблях. Именно после этого несчастного случая оба лейтенанта стали злейшими врагами, и их вражда протянулась на десятилетия, завершившись на пепелище Наполеоновских войн.

THE DUELISTS (1979)
Лейтенант Д'Юбер.

THE DUELISTS (1979)
Лейтенант Феро. Косы носили для защиты от сабельных ударов по голове.

С фильмом The Duelists у меня сложились очень странные отношения. Первый раз я узрел его в конце 90-ых, по телевизору. Однако, досмотреть картину до конца мне не удалось. После этого я еще несколько раз видел дебют Ридли Скотта на различных каналах, но каждый раз я смотрел фильм не сначала и видел лишь его отдельные эпизоды. В конце-концов, через 20 лет после первого “просмотра”, я добыл blu-ray диск “Дуэлянтов” и досмотрел картину до конца. И, надо сказать, творение мистера Малого (вероятно, так звали Сэра Деда в молодости) меня не разочаровало.

THE DUELISTS (1979)
Утро в деревне. Для кого-то последнее..

Сценарий картины написал Gerald Vaughan-Hughes, который положил в основу истории короткий рассказ Джозефа Конрада “Дуэль” (да, Конрад написал не только бессмертное “Сердце тьмы”). Естественно, рассказ был переработан и дополнен многочисленными деталями, которые пролили свет на длительный характер противостояния. Вскоре после выхода фильма на экран, британские романист Гордон Уильямс написал новеллизацию постановки, в которую был добавлен исторический контекст и эпизоды, связанные с военными кампаниями Бонапарта.

THE DUELISTS (1979)
В отличиие от Кубрика, молодой Скотт любил быстрые, крупные планы.

В центре произведения стоят судьбы двух персонажей Феро и Юбера. Про их прошлое сказано довольно мало, но, на основании второстепенных деталей, мы довольно точно можем восстановить их судьбы. Этот момент крайне важен, учитывая, что информацию зритель собирает не из диалогов, а из визуальной части картины (костюмов, сцен и боевых умений персонажей). Судя по всему Скотт считает, что зритель или в курсе эпохи или имеет достаточно желания и времени, чтобы разобраться в деталях происходящих событий.

THE DUELISTS (1979)
Первая дуэль - это, на самом деле, поножовщика без секундантов. До кучи Феро атаковал лицо при исполнении. За такое можно и под трибунал попасть.

Впрочем, вернемся к нашим героям. Скорее всего, Габриэль Феро - выслужившийся в офицеры простолюдин. Поскольку на начало фильма он лейтенант, можно предположить, что Феро был призван в ряды армии в районе 1794 года по декрету Бараса и Карно. Феро достиг всего благодаря Революции и Бонапарт, как продолжатель ее дела, является для Феро центром вселенной. Вероятно, Феро герой революционных войн, поскольку его судьбой интересуется сам генерал (или Феро в прошлом оказал генералу какую-то услугу). При этом у него невероятно богатый боевой опыт, что позволяет ему пройти через все кампании Наполеоновской эпохи без единой царапины. Феро живет армией, ничего другого для него не существует. Все это накладывается на неуступчивый характер героя, невероятное упрямство и дикое желание сделать из всякой мухи слона. На выходе мы получаем, буквально, демонического персонажа, который будет преследовать Юбера в течение десятилетий.

THE DUELISTS (1979)
Франция нового времени. Обратите внимание на проработку заднего плана.

Если Феро - байроновский герой, то Арман д’Юбер персонаж романа Александра Дюма. Д’Юбер - выходец из “бывших”, которому Империя дала второй шанс. Лейтенантом он стал не благодаря своим заслугам, а по происхождению. Война для него приключение, армия не дом, а место, где можно себя показать и на мир посмотреть. Когда великая эпопея Бонапарта подходит к концу, он легко находит себе место в новой реальности, лишенной бесконечных войн .Дуэли с Феро для него утомительны - это досадная проблема, которая никак не может разрешиться в ту или иную сторону. В конце-концов, бесконечная серия потасовок так утомляет героя, что он решает покончить с врагом (или с собой) одним мощным ударом. Аман соглашается на пистолетную дуэль, которая во много раз опаснее классической дуэли на холодном оружии и, в конечном итоге, разрубает узел долгоиграющего конфликта.

THE DUELISTS (1979)
Согласно Соколову, французы строили настоящий палаточный лагерь на берегу Ла Манша.

Это интересно. Рассказ Конрада был основан на реальной истории противостояния Пьера де Л'Этана и Франсуа Фурье Сарловеза, которые начали сражаться в 1794 году и провели более 30 дуэлей перед тем, как де Л’Этан (с помощью хитрости и меткой стрельбы) принудил Сарловеза к миру. При этом между дуэлями вояки сохраняли хорошие отношения друг с другом.

THE DUELISTS (1979)
В этом эпизоде Феро дал время Д'Юберу чтобы чихнуть. После этого оппонента можно и убить.

Во время производства фильма Скотт столкнулся с рядом технических проблем. Известно, что фехтование было в новинку для Кейтеля, так что актеру пришлось учиться рубке с нуля. В итоге Кэррадайн вообще не знал чего ждать от своего партнера по “дуэли”. Ситуация усложнялась еще и тем, что сабли хоть и были тупыми, но на острие у них не было колпачка, так что хороший тычок мог проткнуть оппонента насквозь. Кейтель в свою очередь, боялся не столько ранения, сколько ударов тока во время съемок дуэльных сцен. При помощи электричества сабли “высекали” искры из камня. Так как Кейтеля подобное положение дел бесило, Скотт подкармливал его вином и сигарами.

THE DUELISTS (1979)
На дорогах Империи.

“Дуэлянты” были дебютной картиной Скотта, больших денег у режиссера не было. Эпическую картину пришлось ужимать в прокрустово ложе 900,000 долларов. В итоге за бортом оказались все большие и малые сражения Имперской эпохи, а также эпизоды с масштабной массовкой. Число экипажей ограничили одним, выкрасив его передние и задние части в разный цвет. Понимая ограниченность бюджета, Скотт сделал ставку на красивые виды природы и полное отсутствие декораций. Все диалоги картины снимались внутри исторических зданий, что добавило фильму аутентичности и позволило сохранить львиную долю бюджета. Финальную сцену режиссер снял на природе, возле руин французского замка Коммарк.

THE DUELISTS (1979)
Алан Армстронг в роли лейтенанта Лекубра.

Добиваясь от картины правдоподобия, Скотт сделал две важные вещи. Во-первых, он показал в фильме реальные дуэли начала XIX века. Харви Кейтель и Кит Кэррадайн прошли настоящую школы фехтования, поскольку драться им пришлось на реальном оружии. Именно поэтому поединки в фильме не только кровопролитные, но и крайне быстрые (все завершается буквально за пару ударов). Во-вторых, режиссер картины попытался воспроизвести в “Дуэлянтах” визуальный ряд “Барри Линдона”. То есть каждый кадр постановки должен был стать неким аналогом старинной картины. Частенько такой подход работает. Особенно удачными получились сцены внутри домов, изобилующие мелкими деталями и многочисленными персонажами. Столь же эффектно выглядит финальная сцена, которую можно распечатать на бумаге и повесить на стеночку. В России, конечно же, визуализация дала сбой, поскольку Скотт никогда не видел страну и начал выдумывать ландшафты из головы.

THE DUELISTS (1979)
На дорогах России.

Столь же тщательная работа была проведена над костюмами персонажей (ей занимался Том Рэнд). Все герои повествования: от генералов до слуг, получили аутентичную одежду, в которой щеголяют в кафе и на природе. Возможно в военных костюмах есть неточности, но в окружении исторических зданий подобный внешний вид производит нужный эффект. Зритель действительно начинает верить, что ему показывают Францию времен Первой империи.

THE DUELISTS (1979)
Зима и злые казаки - это не повод отказываться от мести.

Есть ли у фильма недостатки. К сожалению - есть. Самым большим из них является отсутствие контекста. Если любители эпохи легко разберутся в происходящих событиях, то обычный зритель вряд ли поймет, как менялась Франция между эпизодами, почему Ферро носится с идеей Империи, как с писаной торбой и что за люди приезжают к Юберу в 1815 году. Скотт всех этих деталей не раскрывает и завершает фильм за 90 минут. Однако, компактность происходящих событий здесь мнимая. Она связана с масштабами исторического периода, который проносится перед зрителем на перемотке. Недостаток средств также привел к тому, что русская часть фильма оказалась недоделанной, а некоторые эпизоды сценария (раскрывающие характеры персонажей) пришлось выкинуть за борт картины. Наконец стоит отметить странные звуковые эффекты, которые сопровождают дуэли. Мне показалось, что для записи ударов использовались стальные ломы.

THE DUELISTS (1979)
Французская кафешка. И тут от Феро не спрячешься!

В конечном итоге, спартанский подход Скотта пошел фильму на пользу. Картина концентрируется на сути противостояния, отметая в сторону все дополнительные элементы. Учитывая выдающийся визуальный ряд и идеальный хронометраж, совершенно не удивительно то, что Duelists стал классикой жанра и доставляют удовольствие зрителю даже сейчас, спустя 40 лет после своего выхода на экраны.

THE DUELISTS (1979)
Что будет с Феро дальше, нам не ведомо. Возможно, он уйдет со страниц истории, как его великий кумир, а может быть генерал откроется на встречу будущему, на что намекает солнце в правой части финальной сцены.
ЗА
-Визуальная часть картины, ландшафты и униформа,
-Яростные и кровавые дуэли,
-Судьбы героев на фоне Первой империи,
-Прекрасная игра Кита Керрадайна и Харви Кейтеля,
-Выдающийся результат при минимальном бюджете,
-История о прощении и тщетности войн.

ПРОТИВ
-Контекст эпохи не раскрыт,
-Сцены в России.

THE DUELISTS (1979)
Старый порядок уже не вернуть, так что ставьте лайк и ешьте пирожные.
Если вам понравился этот обзор, не забудьте подписаться на мой кино-канал в телеграмм
https://t.me/GreatBlackShip

15.03.2023
© Илья Садчиков

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
я просто хочу рассказать вам про прекрасную солнечную субботу, которая случилась у нас вчера совершенно случайно - и оттого вдвойне приятней )) началось всё, как всегда с лёниного звонка, когда он властным тоном объявил мне в трубку, что через 15 ...
Опять гипотетическая ситуация. Идет сбор средств на благотворительные нужды, ну, например, на операцию для смертельно больного ребенка. Кто-то дает деньги. Кто-то говорит: "Какая правильная идея! Жаль только, что у меня с собой вообще денег нет. Вот было бы хотя бы 100 рублей, непременно ...
Оригинал! Платье Ralph Lauren, размер  US 6, новое со всеми этикеткам. Цена 9500 рублей, перешлю ПРОДАНО Платье очень красивое,  длина миди, на рост 170 до середины голени. На М подойдет отлично, взяла не свой размер в надежде что подойдет, но мне хочется  же ...
Третий день полыхает в фейсбуке под псто про аборты. Жиру накапало столько, что если из него варить мыло, можно обрушить рынок средств личной гигиены. ЖЖ на этом фоне, совсем, конечно, тухлятина неповоротливая. И это не только у меня - это у всех. Если бы не батальон циррозных ...
    Вот бляд задрали всякие сайтики с темами:"Скиньте ваш номер, наш мудак - менагер, вам сразу перезвонит и выполнит все ваши пожелания вплоть до анального секса в гамаке !" или "Мы расчитаем вам стоимость заказа/работ- скиньте ваш номер, наш.." и так далее. ...