Терпи, женщина
alivewomen — 11.03.2011 Дорогая мисс Марпл, вы подробно описали миф о том, что женщинам не пристало гневаться в защиту своих интересов. Увы, часто считается, что женщинам вообще не следует действовать в своих интересах, во всяком случае ставить их на первое место. Собственные потребности женщины должны удовлетворять по остаточному принципу - когда муж уже сыт, а дети уже спят. Правда, в это время уже все закрыто, и сил уже нет. Ну ничего, женщина может и потерпеть, когда до нее дойдет очередь.Это убеждение касается и мужчин тоже. "Эгоизм" - весьма осуждаемый "порок". Но гендер и тут вносит свою лепту. То, что еще как-то простительно мужчине, совершенно неприемлемо для женщины. Ведь она жена, она мать, она от природы задолжала всем на свете. Какие свои интересы, что вы! Вдумайтесь, как часто мы оправдываем свой отказ или свое желание множеством причин. Словно "я хочу" или "я не хочу" - недостаточное основание для действий. Требуются довески в виде плохого самочувствия, пожеланий третьего лица, предписаний врача и т.д.
Кстати, о природе. Видели бы вы мою кошку, когда я осмелилась принести в
Как, впрочем, и люди. Я глубоко убеждена, что все, что мы делаем - мы все равно делаем для себя, что бы мы ни говорили другим и себе. То же самое полагал Адам Смит, утверждавший, что люди действуют в своих экономических интересах. Оставим слово "экономический." Речь идет не только о прибыли, но о выгодах в самом широком смысле слова. Даже если мы делаем нечто для реализации наших ценностей - в конечном счете мы делаем это для себя. Ведь кому, кроме меня нужно реализовывать мои ценности. Сейчас у всех своих ценностей по горло. Да-да, и за феминизм я тут пишу не для того, чтобы открыть глаза угнетенным. А затем, что я лично очень заинтересована в том, чтобы жить в обществе, которое мне будет нравиться.
Все что мы делаем, на что тратим силы и время - для чего-то нам нужно. Но общественная мораль построена таким образом, что признавать это не очень прилично. Прилично прикрывать свои желания одеждой заботы, обязанностей, вынужденности. В результате общение превращается в сложную конструкцию изобретательнейших взаимных манипуляций. А в близких отношениях разобраться, где чьи желания и у кого какие интересы, и вовсе бывает уже невозможно.
Если же человек действительно хронически пренебрегает своими интересами, то цена за такое пренебрежение бывает велика. Как минимум жить становится скучно и тяжко.
-Так хочется пойти на танго, - с тоской говорит мне моя знакомая, очень пластичная женщина, ей бы и правда танцевать.
-Ну так что, сейчас полно курсов, запишись.
-Не могу!
-Почему?
-А дети? С ними надо уроки делать, время проводить.
-Ну один-два вечера в неделю сделает с ними папа уроки.
-Нет! Ты что! Детям нужна мать!
Занавес.
Не горгона же я в самом деле, спорить дальше и отнимать мать у малолетних детей.
А вот еще одна иллюстрация. Не так давно один удивительный мужчина несколько раз подряд услышав "нет" на одну и ту же просьбу, заявил мне: "Ну потерпи, ты же женщина!" Потерпеть мне следовало ради него, мужчины, которого я видела впервые в жизни. Удивительное рядом. Но ведь он не сам это придумал. Где-то есть великое хранилище шаблонов, из которых черпаются подобные претензии. Интересы детей превыше. Интересы мужчины превыше. Женщина, терпи.
Казалось бы, что проще. Как прекрасен был бы мир, если бы все разом начали честненько заботиться о своих интересах. Ведь человек, действующий для себя, может и уважать чужие интересы. Ему не так страшно принять отказ, но и проще получать желаемое, говоря прямо, чего желает. Не требуется никакого самопожертвования, не ожидается оплата "жертв", не нужно молча терпеть дискомфорт. Все счастливы. Да и вообще все проще. В большинстве ситуаций люди вполне способны согласовать свои интересы и договориться о том, как всем будет хорошо.
Но все не так просто. Во-первых, для этого необходимо переучиваться. Поди найди их - собственные интересы, - когда тебе с младых ногтей объяснили, что у тебя их нет. Во-вторых, неизбежна встреча с моральным давлением: "Как это ты не можешь поговорить со мной о моих проблемах пятый раз за день! В Уганде голодают дети, а она тут чипсы лопает. Какой эгоизм!" В-третьих, заботиться о своих интересах гораздо более прозаично, даже скучно, чем пестовать драматическое самопожертвование. Не благородно это, не возвышенно.
Сколько великих классических произведений, над которыми пролито немало слез, не состоялось бы, если бы героини их заботились о себе. Взяли да и сказали бы на трехсотой странице: "Да на кой мне все это надо? Давай-ка, мил человек, по другому".
С книжных полок исчезли бы "Анна Каренина", "Мадам Бовари", "Герой нашего времени", не сняли бы "Бесприданницу", не писали бы школьники сочинения о любви Сонечки Мармеладовой. Остался бы нам едкий Гоголь со своей сатирой, да зануда Вера Павловна Чернышевского. Не было бы и современных женских портретов Улицкой, доходящих в самозабвении до физической или психической гибели.
Но все они есть. Как вполне честное предупреждение о том, куда вымощена дорога пренебрежением к себе. К болезни, страданию, смерти, либо, что чаще бывает в обыденности, медленному затуханию жизненных сил.
Единственное, о чем обычно умалчивает художественная литература, - то, что выход есть, и дверь открыта: "ты у себя одна".