" Тепло ли тебе девица?.."


Зима, однако! Морозно, как в давние года. Метелей нет, ветер так себе, снег понемножку кружит. А нас всё стращают «аномальными» морозными днями при температуре до минус 30. Эх, отвыкли от настоящей русской зимы. Изнежились. «Форсить охота», – так говаривали наши бабушки, когда кто-нибудь одевался не по сезону в морозную зимнюю пору.
Картинка со снеговиком напомнила мне по-настоящему студёную – минус 50 – новогоднюю ночь наступающего 1979-го года.
Даже нашла фото Ижевска: 31 декабря 1978-го года (я в ту пору жила в Ижевске).

К вечеру температура опустится до минус 50-ти.

И ещё одно воспоминание сарапульчанина:
«Я больше помню зиму 1997-1998 года в Сарапуле. Тогда морозы под минус 30 совпали со снегопадами и сильными метелями. Нелегко было постовым дорожки чистить – не успевали прочищать. В шинели холодно, но можно работать; в тулупе тепло, но почти невозможно огребаться – настолько тулуп плотный.
Когда снегопады с метелями кончились, а мороз остался, мне довелось пережить один из самых волшебных в жизни моментов. Стоишь ранним утром на посту, одет как Винни-Пух – ватные штаны, фуфайка, шинель и поверх всего этого тулуп. Раннее утро, предрассветный мороз. Ловишь на лицо первый луч солнца – и этот невесомый луч внезапно пробивает всю твою многослойную промёрзшую броню. Становится тепло...»

Вот такую погоду на ближайшую неделю нам вещает яндекс:

Есть у меня одна старая знакомая, в квартире которой в зимнее время температура бывает +13-+16. Разговор с ней я всегда начинаю, спрашивая: «Тепло ли тебе девица?» За двадцать лет, что она живёт в этой квартире, можно было утеплиться не раз, но... поэтому эта нестареющая фраза всегда кстати.
А нам пришлось перед новым годом менять в моей келье батарею и увеличивать число секций. Дом старый, стены хоть и толстые, но пустотелые внутри и заполнены строительным мусором, поэтому в предновогодний мороз они были очень-очень холодны. Так что и меня в ту пору можно было спросить: «А тепло ли мне». Хотя температура была +18. Сейчас же скажу, как Настенька: «Тепло, Морозушка, тепло». И слава Богу. Вон ведь как люди в Подмосковье, да в Питере настрадались без тепла.
