Теперь все йогурты одинаково...
olegtern — 21.10.2010 — Медицина Европейское управление безопасности продуктов питания (EFSA) подтвердило результаты множества независимых исследований: пробиотики и йогурты не способствуют улучшению пищеварения или повышению иммунитета, как это утверждают их производители.Такие кисломолочные продукты как, например, йогурты Activia или напитки Actimel, продаются дороже и пользуются успехом больше, чем обычные йогурты. Во многом - благодаря навязчивой рекламе. Однако, как утверждает EFSA, доказать, что они улучшают состояние пищеварительной или иммунной системы, нельзя.
Европейский регулирующий орган изучил свыше 800 утверждений продовольственных компаний, связанных с улучшением здоровья, включая те, которые были предоставлены приносящей многомиллиардные прибыли индустрией пробиотиков.
Независимая комиссия ученых EFSA установила, что утверждения, будто эти продукты могут повышать защитные силы организма, укрепляют иммунитет и облегчают проблемы с кишечником либо носят настолько общий характер, что их нельзя принять в таком виде, либо не подтверждаются экспериментально.
Ответ производителя
Французская компания Danone изменит свои рекламные ролики, в которых утверждается о полезных свойствах йогурта Activia и молочного напитка Actimel. Об этом стало известно в ходе обнародования результатов работы компании за первый квартал 2010 года.
Как следует из сообщения Danone, такое решение принято из-за «недостаточной ясности европейских правил в области продуктов, влияющих на здоровье» (вот так вот - "йогурты у нас хорошие, это правила у вас... недостаточно
Коммерческая поднаготная
Появление так называемых функциональных продуктов питания - пищевых продуктов, модифицированных с целью укрепления здоровья тем или иным способом - на протяжении последних 20 лет творило чудеса для балансовых отчетов продуктовых компаний.
Sue Davies, главный советник некоммерческой потребительской организации "Что?" ("Which?"), базирующейся в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, говорит: "Люди набрасывались на продукты питания, обещающие преимущества для здоровья, потому что естественным стремлением является прибегнуть к средству для быстрого разрешения трудностей, вместо того чтобы уменьшить потребление насыщенных жиров, сахара или соли и есть больше фруктов и овощей".
ВОЗ, Mireia Bes: Многочисленные рекламы продуктов питания расхваливают ценность пищевых добавок.Перенесемся в наше время. Сегодня вы не пройдете ни одного ряда в супермаркете любой развитой страны, не увидев реклам, расхваливающих преимущества добавок, таких как омега-3/ДГК, ликопин или антиоксиданты. Даже насыщенные сахаром шипучие напитки объявляют о своей "электролитной ценности" и называют себя "спортивными напитками". Но разве добавление витаминов в сладкую воду делает ее более здоровой? А добавление дополнительных бактерий в йогурт?
В 2004 г. ежемесячный журнал "Бюллетень о лекарственных и терапевтических средствах" ("Drug and Therapeutics Bulletin"), задавшись этим же вопросом, пришел к выводу, что фактические данные о том, что пробиотики улучшают кишечную флору, "обрывочны", а заявления более широкого характера о том, что такие продукты способствуют укреплению здоровья потребителей и помогают им бороться с аллергией, "не заслуживают доверия". По мнению авторов журнала, потребление Активии в больших количествах не оказывает какого-либо значительного воздействия на здорового человека, но и не имеет каких-либо вредных последствий. Но это, конечно же, не означает, что другие продукты с заявленными оздоровительными свойствами не могут иметь вредных последствий.
"От добавления витаминов в сладости они не становятся полезными для здоровья", - говорит д-р Франческо Бранка (Francesco Branca), директор Департамента ВОЗ по питанию и здоровому развитию, и добавляет, что, если добавление витаминов способствует чрезмерному потреблению сладостей, то его можно считать вредным.
Почему же так упорно продвигается концепция функциональных продуктов и их полезного влияния на здоровье? Согласно данным статистической службы Euromonitor, за последние пять лет продажи в Европе продуктов, «улучшающих здоровье», выросли на 25%, до €126 млрд Лишь только во Франции объем продаж увеличился с €15 млрд до €17,3 млрд (и это без учета продаж различных БАДов, витаминов, минералов и т.д. и т.п.).
По данным другой исследовательской компании, Packaged Facts, объем мирового рынка так называемых "функциональных" продуктов питания составляет $160 млрд. Продажи таких продуктов растут со скоростью 7% в год. Сюда входит $4 млрд, потраченные потребителям на йогурты с "пробиотиками"; $1,8 от хлеба и других продуктов кислотами омега-3; $1,5 млрд от хлопьев и злаковых батончиков с различными витаминными и прочими добавками; $900 млн от "энергетических" напитков.
Итого
Маркетинговые отделы компаний сегодня становятся чуть ли не главными концентратами добавочной стоимости - маркетинговая накрутка на многие товары превышает их себистоимость. Не исключение и одна из самых доходных сфер - сфера здоровья и красоты.
Большая фарма, которую обвиняют, и к сожалению, не безосновательно, в том, что изобретаются не только новые лекарства, но и новые болезни, в этом отношении находится не в самом выгодном положении. На серьезных рынках слишком большая конкуренция, слишком большое давление со стороны регулирующих органов, а еще одним рычагом, порой более мощным чем другие, выступают страховые компании, которые не только могут действовать на прямую, но и имеют свое лобби в регулирующих органах и в законотворчестве.
Совсем другая ситуация с миром БАДов, лечебного питания и функциональных продуктов. По сути, как говорит компания Данон, правила в этой сфере настолько неясные, что в них как в тумане можно спрятать все что угодно. Ну почти все.
Особенно это хорошо удается с потребителями, которые не слишком то стремятся развивать свою осведомленность и грамотность в вопросах здоровья, опираясь на легкие решения. Вместо реальной заботы о здоровье создается иллюзия таковой - прием БАДов и чудо-продуктов становится галочкой, которую ставят в графе "забота о здоровье". Этот подход имеет один плюс - уменьшение тревожности тоже полезно для здоровье. Остальные плюсы не доказаны.
Эту ситуацию неплохо обстебали в фильме "Идиократия" - не скажу, что этот фильм так силен, каким его можно было сделать, но некий уровень задан.
Совсем не сложно работать с такими потребителями и увеличивать доходы на ровном месте - простое изменение упаковки для привычного продукта может сделать из него чудо-продукт. Яркий пример - йогурты, некоторые из которых явно стремятся получить звание "мечта алхимика", т.к. решают сразу две классические алхимические задачи одним махом - синтез эликсира бессмертия и превращение неблагородных металов в золото. Однако на поверку такие продукты вовсе не так привлекательны, как их рисуют.
Например, продающийся в США йогурт ProBugs, в рекламе которого утверждается, что он улучшает пищеварение, согласно опубликованным в медицинском журнале Университета Джорджтауна результатам исследования, в испытаниях с участием 125 детей никак не снизил частоту диареи, связанной с приемом антибиотиков и не помог при боли в животе.
Это, однако, не мешает производящей этот продукт компании Lifeway продолжать продвигать его на рынке как полезный для здоровья продукт. При этом компания выразила недоверие к результатам исследования Джорджтаунского университета, утверждая, что ученые перепутали результаты пациентов, получавших йогурт, с теми, кто получал плацебо (гениальная отмазка, не правда ли?). Дальнейшие испытания они оплачивать отказываются. Ученые университета настаивают на своей правоте, отмечая, что у компании не было к их работе никаких претензий, пока не появились результаты.
В сфере пищевой промышленности пища, маскирующаяся под лекарства, сейчас - основной хит. Крупнейшие производители продуктов питания стараются добавлять в свою продукцию разнообразные полезные бактерии, жирные кислоты омега-3 и другие полезные для здоровья добавки. Они финансируют клинические исследования, чтобы придать вес своим рекламным заявлениям, которые, впрочем, часто весьма расплывчаты.
По сравнению с маркетинговыми отделами крупных пищевых корпораций, регулирующие органы имеют существенную инерцию, и реагируют с немалым запозданием.
Да и рычагов влияния у них пока не очень много. Например, они могут запрещать рекламу, которая содержит ложные утверждения.
Например, в прошлом году Британский комитет рекламных стандартов запретил рекламную кампанию гранатового сока POM, проходящую под слоганом "Обмани смерть" (Cheat Death.
Сок POM Wonderful Pomegranate Juice (Чудесный Гранатовый сок) позиционировался как чудо-сок. Основную ставку при продвижении сока компания поставила на защиту от так называемых свободных радикалов.
Очевидно, что в данном случае компания просто "зарвалась", сделав хороший креатив, при этом не учитывая, что он может быть легко забанен, т.к. вторгается в тонкие сферы вопросов здоровья. Будь компания немного осторожнее, то спокойно и дальше продавала бы свои соки - как сотни конкурентов.
Я не буду напоминать, что речь шла о более-менее вменяемых в обсуждаемых вопросах европейских странах и США, где забота о правах потребителей таки имеет место (обеспеченная вполне объяснимым мотивом - как только крупная компания допускает большой ляп, она тут же подставляется под иски обманутых потребителей, и желающих откусить немного от большого пирога хоть отбавляй). На СНГшных диких рынках продавать можно что угодно и под каким угодно соусом. Рекламу Данон давно по телевизору видели?
Но еще большей инерцией обладает наша с вами ментальность. То, что на западе отгремело 5-10 лет назад, докатывается до нас волной моды, при чем волной, похожей на эхо, которое весьма серьезно искажает изначальный звук.
Плюс у нас происходит тот же процесс, что когда-то происходил в развитых странах, когда появляется прослойка людей, способных вкладывать средства в свое здоровье. Но в отсутствие систем медицинского страхования и возмещения стоимости лекарственных средств этот процесс приобретает действительно дикий вид.
У нас парадоксальная ситуация - ТОП-продаж лекарственных препаратов занимают так называемые ОТС-препараты - безрецептурная группа препаратов, которые продаются "возле кассы". Т.е. на приличное лечение людям денег зачастую не хватает, потому и покупают как лотерейку всякий хлам - авось буду его пить и пронесет, до тяжелых заболеваний дело не дойдет. Еще одна группа, которая выскакивает у нас в ТОПах - системные антибиотики. Это тоже признак незрелого рынка, в котором ключевые продажи дают жизнеспасающие лекарства, которые применяются по экстренным показаниям.
Во всех развитых странах ТОП-позиции занимают реально работающие серьезные препараты для лечения ведущих патологий, таких, как сердечно-сосудистые заболевания. Вполне понятно почему это происходит - финансовую адекватность лечения контролирует либо государство, либо страховая компания. Гомеопатические свечи при вульвовагините уже не пропишешь так просто, как и арбидол при простуде или ноотропы... при всем, чем только можно.
Сегодня когда ты посмеешь заявить, что можно забить на всякие БАДы, функциональные продукты и т.п. вещи, тебе сразу с остервенением начинают доказывать какой ты темный - во всем развитом мире их употребляют для профилактике, а в Японии, где живут самые самые долгожители, функциональные продукты уже употребляют много лет! Ну что же, если невдомек, что продолжительность жизни в Японии вовсе не связана с употреблением функциональных продуктов, а в первую очередь зависит от общего уровня жизни и качества медицинского обслуживания, то тут уж не объяснишь что и как - раньше дурака учили ноги, сегодня всему есть денежный эквивалент, и учеба происходит через кошелек.
Только не нужно забывать, что 10-15 лет назад удочку функциональных продуктов маркетологи закинули в весьма рыбные места - в странах, где у населения был уже обеспечен высокий уровень жизни, и оставались средства, которые можно потратить на свое здоровье. Насколько эффективно эти средства будут потрачены тогда не имело значения - это все равно, как выбирать суперкар, сравнивая какой расход топлива у разных моделей. Сегодня на западе эта тема вылазит на поверхность, и в то время как в Японии находят скелеты долгожителей в шкафу, в Европе начинают задавать вопрос, а правильно ли обманом навязывать потребителю те или иные пищевые продукты.
А мы как обычно - ездим на 20 летнем ВАЗе со спортивными обвесами, которые порой стоят как весь автомобиль, надувая щеки делаем вид, что купили суперкар.
Источники: www.who.int, www.rb.ru, www.forbes.com, Daily Telegraph, www.medlinks.ru.
|
</> |