Теперь про симмеров
arabskiy_pilot — 12.06.2012Здесь разговор пойдет уже в другом ключе, ибо симмеры - ребята серьезные. Вообще, это хобби у меня вызывает глубокое уважение, ибо не могу себе представить, что я сам, по доброй воле, за свои деньги, в свое свободное время буду заниматься тем, что мне давно порядком надоело. Нет, романтика еще присутствует. И, чего греха таить, люблю иногда в МФС на Экстре вокруг надувных пилонов покрутиться, но только не тяжелые транспортные самолеты с их системами и процедурами! Для меня, к примеру, очередное переучивание - это еще один шаг к преждевременной кончине...
А они от этого еще и тащатся!! Супер! Сверхчеловеки, в моем понимании:)
Короче, обратно к больному для летного и симмерского сообществ вопросу: Сможет ли симмер посадить самолет?
Если бы говорили о, например Ту-134, для которого и программы, по-моему, не существовало, и который даже после тренажерной подготовки и многих часов тренировки на живом самолете посадить трудно, я бы категорически сказал: NO WAY! Но, мы тут уже, похоже, плавно переползли к теме про самые современные fly-by-wire самолеты. Будем говорить про тот же массовый А320, справиться с которым на порядок проще.
В принципе, компьютерная симуляция - тот же вид подготовки. Материалы по системам и процедурам доступны, и между приобретением достаточных, хотя бы для завершения обычного полета, знаний и навыков могут стоять только собственная лень, нехватка времени или просто генетическая неспособность к этому данного индивидума. Если же все компоненты присутствуют, то почему бы и нет? Я не говорю о том, чтобы после флайт симулятора идти в летчики наниматься. Это, все-таки, не только управление самолетом, что становится все легче и легче, а безопасное руководство всем, что с этим связано. Это приходит только с годами тренировок и опыта.
Итак, что нам нужно для попадания в первые полосы газет:
- отравившиеся пилоты,
- знакомство с оборудованием кокпита,
- умение работать с FMS и режимами автопилота,
- знание процедур связи и инструментального захода на посадку.
Первый пункт - это чистая удача. Все остальное вполне можно постичь, сидя за персональным компьютером.
Далее, если в жизни такого симмера пробъет-таки час, то он зайдет в кокпит, найдет полетные карты и схемы захода, установит связь с АТС, получит указания/разрешения, запрограммирует FMS, будет управлять самолетом посредством автопилота, доведет его до захвата курсоглиссадной системой, задействует режим автоматического захода и посадки, включит автомат торможения и .... установит стояночный тормоз после остановки самолета. Вот и все. Ничего сверхъестественного. И чем дальше, тем больше управление самолетом приближается к управлению компьютером.
Т.е. ответ: Да, при благоприятном стечении обстоятельств - СМОЖЕТ.
Теперь рассмотрим препятствия на пути и вероятности их вляиния на прижизненную славу:)
Ниже я приведу коэффициенты, уменьшающие вероятность:
По порядку:
- пилоты отравились одновременно: 0.00001
- современный "электрический" самолет: 0.7
- на борту находится хорошо подготовленный на этом типе симмер: 0.0001
- удалось быстро установить место самолета и установить связь с диспетчером: 0,95
- наличие в аэропорту посадки работающей ИЛС и достаточно ровной ВПП и подхода к ней для автоматической посадки: 0.8
- погода (грозы, сильный боковой или попутный ветер, скользкая полоса, туман): 0.9
- количество топлива для полета на удобный аэродром: 0.8
- состояние симмера (стресс, вызванный реальностью и потенциальной летальностью ситуации, огромной
нагрузкой для одновременного решения большого числа задач, неполным соответствием компьютерного
изображения реальному кокпиту, усталость, возможно приятный на грудь стакан виски): 0.5
- необходимость вести связь на английском (рейс вполне может быть и за пределами РФ): 0.8
- необработанный, даже простой, отказ матчасти: 0.95
- незнание или недостаточное знание стандартных процедур и технологии в кокпите: 0.9
- незнание процедур АТС или аварийных процедур (коды ответчика, сигналы перехватчика и проч.) 0.95
- изменение аэродрома посадки, к примеру, из-за необходимости захода по ИЛС или при полёте в Московскую
зону такой самолёт могут просто туда не пустить: 0.9
- необходимость ручной посадки и вероятность её благприятного исхода: 0.8
Это на вскидку. Если есть возражения - welcome! Будем менять в любую сторону. Также добавляйте свои.
По теории вероятности все это надо между собой перемножать. Понятно, что одновремнное выключение обоих пилотов практически невероятно, и умножение на почти ноль даст почти ноль, не доходя даже до других вероятностей, поэтому мы пока это опустим, а также дадим-таки симмеру возможность оказаться на этом самолете, чтобы посмотреть, на что он горазд сам по себе. Поэтому, первые три пункта игнорируем.
Предварительно получается: 0.95 х 0.8 х 0.9 х 0.8 х 0.5 х 0.8 х 0.95 х 0.9 х 0.95 х 0.9 х 0.8 = 0.128, т.е. 13%....
Где-то так...
И, еще раз - поправки принимаются. Естественно, только от действующих пилотов, желательно транспортных.
Для более-менее достоверного ответа на вопрос о вероятности благоприятного исхода надо, естественно, провести эксперименты на тренажёре. Это не так просто, как может показаться. Необходимо тщательно продумать сценарий и отрепетировать его выполнение (не с симмером, конечно). Симмер должен быть ОДИН. Никакой помощи. Его (её) имя должно быть известно и опубликовано в интернете для раскрытия возможных махинаций (предварительная тренировка, летный опыт). Даже Мифбастеры на Дискавери признались впоследствии, что тренировались перед подобной съёмкой.
- Доступ в тренажёр - минимум через полчаса после сеанса последней связи. Самолет продолжает лететь.
- Карты и схемы - в обычном рабочем беспорядке.
- Пусть вытащит из-за штурвала тело хотя бы одного пилота и попробует ничего при этом не задеть.
- Для реальности должны быть элементы погоды (обледенение, грозы, видимость не более пяти
километров, боковой ветер на посадке) и болтанка в процессе полёта.
- Небольшой отказ (типа самовыключения автомата тяги с возможностью повторного включения).
- Ограниченное количество топлива.
Т.е. это даже не все факторы, могущие повлиять на исход полёт. Так, среднестатистический полёт.
Экспериментов должно быть несколько. С разными симмерами.
Вот тогда мы и посмотрим "какой ты Сухов"... Без этих условий выводы делать совершенно некорректно. Так, очередные покатушки.
Поглядим в среду, насколько Галилео подошли близко... В любом случае, интересно:)
|
</> |