Теория струн. Просто о сложном.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Теория струн. Просто о сложном. Теория струн. Просто о сложном.](/images/main/teoriya-strun-prosto-o-slojnom-d4bb36.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/freebreath_ru/65127309/86117/86117_original.jpg)
Представьте себе большой оркестр, играющий популярное классическое произведение. Какое произведение из классики вы бы не представили себе, какие инструменты в этом оркестре будут солировать? Барабаны? Они задают ритм, но не более. Духовые? Они дают фон, но солируют в классике крайне редко. Мы можем услышать хорошую сольную джазовую партию на саксофоне, но никак не в классике. Духовые в классике чаще используется именно для придания «атмосферного» фона, или окраски настроения, передаваемого сольными инструментами, но не более. Так кто же в итоге у нас остался? Треугольник? Звук у него очень интересный, но нет. Остаются струнные. Скрипки и пианино (фортепьяно, рояль). Есть еще конечно виолончель и контрабас, но они как правило используются для придания звучанию «атмосферности», аранжировки звука. Все-таки солируют скрипки и пианино. Также представьте себе композицию в стиле рок, в которой вообще не используются струнные инструменты – гитары. Не получается? А какой самый популярный инструмент на посиделках? Баян или акустическая гитара. Духовой либо снова струнный инструмент. Так как баян значительно сложнее в освоении, гитара более распространена. А вы никогда не задумывались, почему это так? Почему среди акустических инструментов (электронную музыку пока не будем обсуждать) именно струнные инструменты самые популярные?
Из школьного курса мы знаем, что звук – это волна. При слове «волна» нам в голову тут же приходит изображение синусоиды, так похожее на вибрирующую струну. Движение по синусоиде привязано к константе Pi посредством математического преобразования линейного движения гармонической волны в полярное движение по одной из самых популярных форм во Вселенной – окружности в двухмерном пространстве либо сферы в трехмерном. Как оказывается легко можно выразить звук через математическую константу, на первый взгляд не имеющую к музыке никакого отношения.
![Теория струн. Просто о сложном. Теория струн. Просто о сложном.](/images/main/teoriya-strun-prosto-o-slojnom-1098a8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/freebreath_ru/65127309/86453/86453_original.gif)
Итак, струна нам напоминает звуковую волну, соответственно из нее проще всего научиться эту волну извлекать. Зажимая определенные части струны, регулируя ее натяжение, перебирая ее, мы легко создаем разные звуки, как по амплитуде (регулируем громкость звука), так и по частоте (каждая нота в октавах – просто определенная частота волны, например нота Ля первой октавы – колебания с частотой 440 Гц, она же эталонная частота для настройки фортепьяно). Нота Ля первой октавы также стандартная частота камертона, генерирующего звук тоже по принципу струны (за счет колебательного элемента).
Подытожим: струнные инструменты – самый популярный вид музыкального инструмента, так как разнообразный звук на их основе проще всего получить. Струнные инструменты могут быть весьма разнообразными, например всем знакомым с русской традицией известны гусли или балалайка, одни из самых популярных дошедших до нас музыкальных инструментов.
А при звуках гучжэна (щипковый струнный инструмент) нам в голову автоматически приходят ассоциации, связанные с Китаем.
На самом деле звуковая волна, представленная как синусоида, с «нанизанными» на нее дополнительными волнами - гармониками – это математическое описание звука, но не форма звука. Как вы уже, наверное, догадались, форма звука, а точнее фронт звуковой волны, скорее напоминает ту самую окружность в двухмерном пространстве (на плоскости) либо сферу в трехмерном. Двухмерное пространство легко смоделировать средствами киматики с помощью поверхности Хладни. В этом случае нота Ля первой октавы (440 Гц) будет выглядеть следующим образом:
Полученные таким образом фигуры также называют фигурами Хладни и объясняют принципом «стоячей волны». По этой теме была отдельная статья (см. здесь), мы же попробуем сделать следующий шаг и представим себе волну в трехмерном мире, мы же вроде бы в таком живем. Поможет нам в этом вода и прибор, именуемый Cymascope (подробнее на http://www.cymascope.com). В данном приборе вместо разбросанного на поверхности песка используется вода, меняющая свою структуру в зависимости от подаваемого на нее звука. Это все еще не полностью трехмерная картина, но уже лучше, чем просто песок. Много разнообразных и красивых картинок, полученных таким путем, можно найти на указанном выше сайте, либо по адресу http://www.thecymartist.com/my-cymatics-photos, мы же приведем два из них ниже:
![Теория струн. Просто о сложном. Теория струн. Просто о сложном.](/images/main/teoriya-strun-prosto-o-slojnom-0aa9c5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/freebreath_ru/65127309/87768/87768_800.jpg)
Визуализация звука с помощью подсвеченной воды на частоте 56 Гц. Картинка с сайта http://www.thecymartist.com
Чтобы образ звуковой волны закрепился в вашем воображении окончательно, применим для этого технологию голографии, посмотрите видео, представленное ниже:
Что общего между всеми этими изображениями звуковой волны разной частоты? Волна имеет сферическую форму, внутри которой хорошо видны линии, сплетенные между собой причудливым образом. Что это за линии? Это проводники, по которым передается энергия волны. А что это за сфера? Сфера получается потому, что природа старается раздавать энергию равномерно по всем направлениям, поэтому звуковая волна и похожа на расширяющуюся сферу. Как видим, все происходит в динамике: частота звуковой волны определяет структуру этих проводников, а громкость – энергетический заряд волны, соответственно скорость распространения или увеличения сферы, ее интенсивность. Увидеть при таком эксперименте все такие «проводники» мы не можем ввиду ограничений эксперимента, мы видим только самые интенсивные. Вот по поводу «проводников» мы и будем говорить далее.
Теперь давайте подумаем вот над чем. Из той же электродинамики мы знаем, что кроме электричества есть еще и магнетизм. (Школа, школа, ты учила нас всему, только мы учиться не хотели и пропускали все мимо ушей.) Как соотносятся друг к другу электричество и магнетизм? Благодаря Джеймсу Клерку Максвеллу (1831 – 1879) и другим именитым ученым мы знаем, что электричество, протекающее по проводам либо в обмотках, сопровождается также перпендикулярным ему магнитным полем.
- «Всякое изменение электрического поля возбуждает в окружающем пространстве вихревое магнитное поле, линии индукции которого расположены в плоскости, перпендикулярной линиям напряженности переменного электрического поля, и охватывают их. Линии индукции возникающего магнитного поля образуют с вектором «правый винт». Рис. 1.1 б
- Всякое изменение магнитного поля создает в окружающем пространстве вихревое электрическое поле. Линии напряженности вихревого электрического поля расположены в плоскости, перпендикулярной линиям индукции переменного магнитного поля, и охватывают их; они образуют с вектором «левый винт» (их направление соответствует правилу Ленца).» Рис. 1.1 а
То самое «правило буравчика», по которому мы складывали ладошки в школе. Кто ж тогда из нас понимал, что наши пальчики, сложенные определенным образом, демонстрируют нам одно из фундаментальных правил мироздания? Школа, школа… Но давайте изучим такой вопрос, что это за линии, нарисованные на картинках выше и на работах Максвелла? Разве поле не однородно и в нем есть какие-то линии?
Продолжение.
|
</> |
https://bit.ly/2VdfnGd
Онлайн консультация сексолога
Гарантия возврата денег.