Теория лопатки

топ 100 блогов lx_photos21.04.2018 Сегодня продолжим интересное о лопатках, и их хвостах и полках.
Теория лопатки 14314394286_1b31470e92_b


Распространёнными модификациями популярного двигателя CFM56 есть модификации:
- CFM56-3, устанавливаемые на Boeing-737 поколения Classic,
- CFM56-5, устанавливаемые на Airbus-320,
- CFM56-7, устанавливаемые на Boeing-737 поколения Next generation.
На Airbus-320 могут устанавливаться двигатели альянса IAE - V2500.

Сейчас начинается выпуск этих самолётов в вариантах:
Boeing-737 MAX, где будут устанавливаться двигатели LEAP; и
Airbus-320 NEO, где по выбору заказчика можно установить LEAP или PW1100.
Этих новых самолётов пока мало в эксплуатации, и я по их двигателям мало что знаю, так что и постов по ним пока вот .

Как видно, двигатели семейства CFM56 являются основными на самых распространённых современных магистральных самолётах.
CFM - это совместная компания американской General Electric и французской Safran (бывшая Snecma).

Теперь пройдёмте ближе к телу.
Как уже было замечено ранее, основную тягу в вентиляторном двигателе создают лопатки вентилятора.
Лопатки эти работают в условиях больших центробежных и аэродинамических нагрузок.
Лопатка при работе вращается на роторе и так движется относительно воздуха.
Теория лопатки Forces-acting-on-a-typical-aerofoil-section-of-axial-flow-fan-blade
В результате взаимодействия расположенного на роторе ряда лопаток с воздухом   этот воздух ускоряется и отбрасывается назад.
Он также закручивается вокруг оси двигателя.
Сразу сзади вращающихся лопаток вентилятора находится ряд неподвижных лопаток статора.
Аэродинамическая их роль заключается в том, что они раскручивают поток воздуха, приближая его к тому прямолинейному, с которым воздух влетал в воздухозаборник двигателя. Это позволяет использовать энергию, затраченную ротором на закручивание потока, для ускорения его и создания тяги.

Лопатки устанавливаются своими хвостовиками в пазы диска ротора.
Теория лопатки 3

При работе двигателя на лопатку действуют разные силы.
Теория лопатки 1-s2.0-S0301679X10002574-gr3

Так как приложены они не в одной точке, то их взаимодействие создаёт разные крутящие моменты, воздействующие на лопатку.
Эти моменты прилагаются в конечном счёте к хвостовику лопатки, в месте закрепления её в роторе.
Это и есть самая нагруженная часть лопатки.

Надо заметить, что на двигателях CFM56-7, которые устанавливаются на Боингах-737 NG, лопатки вентилятора установлены в пазах жёстко.
Это чревато изгибными напряжениями, так как, кроме радиальной центробежной силы, в этом случае на лопатку действуют ещё и изгибающие моменты от аэродинамических сил. А эти моменты могут быть переменными как в силу различных режимов работы двигателя, так и потому, что сзади лопаток ротора вентилятора находятся лопатки статора. И когда лопатка ротора проходит мимо ряда лопаток статора, то неравномерности воздушного потока могут вызывать вибрации лопаток.
Кроме того, что вибрации плохи для лопатки сами по себе, тут есть вот ещё какой момент.

Для изменения тяги двигателя пилот в конечном счёте меняет подачу топлива.
При этом меняется частота вращения ротора вентилятора.
При изменении частоты вращения ротора изменяется и частота воздействия аэродинамических и центробежных сил на лопатку.
В принципе, наверное, возможны варианты, когда эти частоты могут совпадать с собственными частотами колебаний лопаток, консольно закреплённых в диске.
Например, результаты расследования катастрофы рейса BMA92 указывают на флаттер лопатки вентилятора при сочетании некоторых факторов как на основную причину выхода двигателя из строя. Напоминаю, что флаттер - это самовозбуждающиеся колебания аэродинамической поверхности при воздействии на неё воздушного потока при некотором сочетании центра жёсткости и центра давления.
При расследовании было выявлено сочетание плотности воздуха, скорости и других факторов, приведших к разрушению предположительно до того повреждённой лопатки.

Итак, в двигателях CFM56-7 лопатки закреплены жёстко и консольно.
Теория лопатки DTRwZ5xWsAEHp7n
Мне это не очень нравится. Потому что жёсткое закрепление - это потенциальные ненужные изгибные напряжения в месте заделки.
Можно ли их избежать?
Можно.
Для этого лопатки надо закреплять с возможностью небольшого люфта, чтобы они могли самоустанавливаться в направлении действия результирующей силы.
На некоторых двигателях лопатки были с проушиной в хвостовике, и могли болтаться в окружном направлении.
На двигателях CFM56-3 и CFM56-5 лопатки также устанавливаются с люфтом.
Это легко заметно при вращении ротора, так как лопатки при прохождении верхней точки перескакивают от одного упора к другому.
Именно это вызывает характерный стук при вращении ротора вентилятора на небольшой скорости.
Это двигатель CFM56-3:


А вот CFM56-5:


Как видно, тут есть ещё один нюанс.
Лопатки стучатся тут своими пОлками.
Дело в том, что для демпфирования колебаний лопаток на них организованы выступы - пОлки.
Теория лопатки 131126_fan_01
И когда лопатки набираются в диск, то между их полками остаётся небольшой зазор.
Именно выборка этого зазора каждой лопаткой при медленном вращении ротора и вызывает стук.

И теперь главный вопрос нашего времени.
Почему же, если всё так хорошо у лопаток с полками, их не используют везде?

А не знаю.
Могу предположить, что полки своей массой вызывают дополнительное нагружение лопатки.
Могу предположить, что методы расчёта лопаток дошли до того, что и без полок они получаются вполне приличными.
Тем более что упомянутый случай с флаттером лопатки произошёл именно на лопатке с полкой.
В конце концов, отрывы лопаток сейчас - это явление единичное и чрезвычайное на десятки миллионов полётов каждый год.

А что касается недавнего происшествия, то Федеральная Авиационная Администрация США уже выпустила бюллетень об ультразвуковой проверке корневой части лопаток, возле места заделки в диск, на самолётах с двигателями CFM56-7, налетавших более 30 тыс. полётов.
http://rgl.faa.gov/Regulatory_and_Guidance_Library/rgad.nsf/0/6de148fe35ddeddb8625827500759aa4/$FILE/2018-09-51_Emergency.pdf

Интересным является тот момент, что авиакомпания Southwest Airlines имеет в своём флоте самые старые самолёты этого типа - самолёты 1997 года рождения всё ещё летают у них.
Неужели проблема жёсткой заделки начала проявляться со старением?
Кроме того, я бы подумал насчёт прочности воздухозаборника, коий целиком улетает в природу то ли от вибрации, то ли ещё и от повреждения.

На этих захватывающих вопросах мы и закончим сегодняшний рассказ.
Как говорится, летайте безопасно :)

View Poll: #2080665


Использованы материалы:
https://www.rolls-royce.com/products-and-services/civil-aerospace.aspx
http://lessonslearned.faa.gov/ll_main.cfm?TabID=2&LLID=62&LLTypeID=2#null
Какие-то фотки и рисунки взяты откуда-то.
Кстати, да - о двигателях и самолётах доступно рассказано ещё тут: http://avia-simply.ru/


Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:13

https://bit.ly/2T5QaQT
Инстаграм от Сапыча. Как зарабатывать 200000 р по-разному!
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Хочу посоветоваться. На банках с детскими пюрешками написано: после открытия хранить в холодильнике не более 24 часов. Значит ли это, что можно частично съесть банку, скажем, в обед, спрятать и доесть в обед на следующий день? А на ужин в тот же день? Кто-нибудь так делал? Дети не ...
В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и его бывший аспирант Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный ...
Интернет- зло и таит много опасностей для найфомана. Вот вроде не было особых хотелок. Так вот некоторые, не буду показывать пальцами, вот взяли и подкинули- ER T-RAZOR Практического смысла ноль, разве что порезать оппонента или упаковку вскрыть. По при моей любви к клинковы ...
Есть старый электро-музыкальный орган " Юность -73".Работает, но не проходит ...
Смотрите, какую няшную карточку виза выдали мне сегодня в тайском банке завтра буду разбираться, как тут пайпал ...