![](/media/images/top/preview/farm1staticflickrcom91841566342411_c4c0baa5e6_c.jpg)
Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Из-за повреждения фюзеляжа один человек погиб.
Как обычно, отвечаю на незаданные вопросы:
1. Что случилось?
2. Что там со стёклами?
3. Что там с лопатками, и почему она оторвалась?
4. Что делают конструкторы, чтобы лопатки не отрывались?
5. Как следят за лопатками в эксплуатации?
6. Насколько часто такое происходит?
7. Что ж, мне теперь вообще не летать?
1. Что случилось?
По имеющимся сообщениям, в полёте на большой высоте оторвало лопатку вентилятора одного двигателя.
Судя по фото,
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 2 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 2](https://farm1.staticflickr.com/852/40854930294_16fdd85422_c.jpg)
это вызвало поломку воздухозаборника двигателя.
Лопаткой или другими оторвавшимися частями был повреждён фюзеляж.
Повреждены стёкла.
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 4 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 4](https://farm1.staticflickr.com/928/26697451807_b64e97156d_z.jpg)
Одно из стёкол разрушилось полностью, и в образовавшееся отверстие частично высосало женщину.
Хотя её втянули обратно, от травм она в итоге умерла.
Пилоты нормально посадили самолёт.
2. Что там со стёклами?
Стеклопакет окна пассажирского салона состоит из двух наружных пластиковых стёкол, и одного внутреннего.
Наружные два стекла силовые, и могут поодиночке выдерживать перепад давлений между салоном и природой на большой высоте.
Третье, внутреннее, стекло - декоративное.
Стёкла не предназначены для выдерживания ударов.
3. Что там с лопатками, и почему она оторвалась?
Лопатки вентилятора создают основную тягу двигателя.
Поэтому они большие и широкие. А также хитровыгнутые.
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 1 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 1](https://farm1.staticflickr.com/873/27696890568_60aa52bcb4_z.jpg)
(сегодняшняя героиня - посредине)
Крепится лопатка своей корневой частью в паз диска ротора.
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 3 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 3](https://farm1.staticflickr.com/815/39757743900_0bf2837b3f_c.jpg)
Лопатка имеет больше полуметра в длину, четверть метра в ширину, и миллиметров 8 толщину. И это всё металл.
Из-за высокой частоты вращения ротора на повышенных режимах (порядка 100 оборотов в секунду) на лопатку, кроме большой аэродинамической силы, действует очень большая центробежная сила. Стремящаяся разорвать её вдоль.
Как видим, иногда это удаётся.
4. Что делают конструкторы, чтобы лопатки не отрывались?
Видимо, рассчитывают и проверяют на стендах:
Обычно корпус двигателя рассчитан на предотвращение вылетания обломков за его пределы.
5. Как следят за лопатками в эксплуатации?
Помимо конструкторских расчётов и производственного контроля, в эксплуатации с лопатками поступают так:
После каждого прилёта и перед каждым вылетом пилот или техник осматривают двигатель. Обращается внимание в том числе на отсутствие повреждений лопаток.
Кроме того, в программе ТО каждого типа предусмотрены календарные работы по осмотру лопаток.
Вот, к примеру, наш сегодняшний двигатель CFM56-7 от Boeing-737 NG:
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 5 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 5](https://farm1.staticflickr.com/819/40854929144_5358e480e0_c.jpg)
Первые пункты предусматривают общий осмотр лопаток обоих двигателей по Ramp check - это раз в двое суток или через 50 часов налёта.
Общий осмотр (GVI) - это
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 6 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 6](https://farm1.staticflickr.com/892/40854929394_fe567cc527_c.jpg)
осмотр для выявления очевидных дефектов.
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 7 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 7](https://farm1.staticflickr.com/897/41566194171_53660b868d_c.jpg)
Он проводится типично на расстоянии вытянутой руки, невооружённым глазом.
Если найдены повреждения, то, в зависимости от их вида, лопатка осматривается более внимательно, может проводиться неразрушающий контроль повреждений (ультразвуковая дефектоскопия, например), их устранение или замена лопатки.
Раз в 1200 лётных часов или по 1A check (1000 лётных часов / 300 полётов / 90 дней - что наступит раньше) проводится детальный осмотр лопаток.
Он выполняется с помощью лупы.
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 8 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 8](https://farm1.staticflickr.com/915/26697451967_3daf54d87d_c.jpg)
В описании работы по осмотру даны очень подробные инструкции по возможным повреждениям, их лимитам, и срокам устранения.
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 9 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 9](https://farm1.staticflickr.com/906/40854929984_d46a421e67_z.jpg)
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 10 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 10](https://farm1.staticflickr.com/865/41566194301_2a443ecdc1_c.jpg)
Описываются, например, возможные искривления лопаток (от попадания птиц бывают).
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 11 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 11](https://farm1.staticflickr.com/875/40854930644_24ca16c3dc_z.jpg)
Также описаны методы зачистки забоин.
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 12 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 12](https://farm1.staticflickr.com/790/26697451487_cd9d086eaa_c.jpg)
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 13 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 13](https://farm1.staticflickr.com/806/41525183702_cc7a25502c_z.jpg)
![Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 14 Обрыв лопатки авиадвигателя - техническая информация для пассажира 14](https://farm1.staticflickr.com/824/40854928764_96ef82f13d_z.jpg)
6. Насколько часто такое происходит?
Подобные случаи чрезвычайно редки.
И даже когда происходит повреждение двигателя с отрывом частей, это в абсолютном большинстве случаев не повреждает салон и не приводит к катастрофическим последствиям.
По информации, к разрушению привело усталостное повреждение металла. Почему такое осталось незамеченным, будет разбираться комиссия американского бюро безопасности на транспорте с привлечением европейских специалистов, в том числе от изготовителя двигателя. Похоже, вскоре последует проверка большого числа самолётов на возможные повреждения лопаток.
7. Что ж, мне теперь вообще не летать?
Летать.
8. И бояться?
И получать удовольствие.
Материалы по теме:
Вентилятор - https://lx-photos.livejournal.com/70840.html
Про разгерметизацию и кислородную систему - http://lx-photos.livejournal.com/161476.html
Описание происшествия в Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%81_1380_Southwest_Airlines
Источники фоток и информации:
https://leehamnews.com/2016/11/04/bjorns-corner-turbofan-engine-challenges-part-2/
https://www.cbsnews.com/live-news/southwest-airlines-flight-1380-jet-explosion-failure-ntsb-press-conference-2018-04-18-live-stream/
http://www.bbc.com/news/world-us-canada-43818752
Фотки полного размера доступны по ссылке:
https://www.flickr.com/photos/lx-photos/albums/72157695123011064
Пост написан при помощи сервиса
http://www.photo2blog.ru/
|
</> |
![](/media/images/top/preview/farm1staticflickrcom91841566342411_c4c0baa5e6_c.jpg)
https://bit.ly/2EpAShA
Система "МИЛЛИОН"
Гарантия возврата денег.