рейтинг блогов

Тема недели - дети и школа

топ 100 блогов dybrova15.03.2021 Ну, про мужчин и женщин мы поговорили, даже меньшинства не обошли, кто у нас остался неохваченным? Дети. Поскольку тема та очень обширная, одним потом не охватишь, я попробую немного ее сузить. Я бы хотела написать про детей и школу, поскольку я уже со своим сыном этот квест, к счастью, прошла и не без успеха, и мне есть что сказать по этому поводу.
Тема недели - дети и школа
Сразу скажу - никого не хочу учить, каждый случай индивидуален, и то, что сработало с одним ребенком, может не сработать с другим.

Но фокус в том, что каждый человек в чем-то считает себя непревзойденным мастером, великим гуру и крутым спецом. Кто-то в компьютерах разбирается (или думает, что разбирается), кто-то по чистой случайности не стал профессиональным диетологом, ибо знает все о похудении. Кому-то не дают покоя лавры Боткина и Пирогова, и хотя никакого медобразования нет и в помине, только он в курсе, как что и чем следует лечить. Но есть одна область, как я заметила, в которой считают себя специалистами все без исключения.

Вот, ей-богу, ни разу не встречала человека, который бы не знал, как воспитывать. И неважно, есть ли у человека опыт в данном вопросе, результат тоже совершенно не является аргументом. Да и вообще, в последнее время стало модным иметь свое личное мнение по любому вопросу, даже если в этом вопросе человек разбирается не больше, чем пресловутый кабанчик в цитрусовых. Ну, и доносить свое мнение до окружающих - это тоже очень важно, как же они, окружающие, без особо ценного мнения, непонятно. Оттого и полон интернет советчиков, познавших истину. О чем не спроси - на все готово свое мнение. А уж, как воспитывать, и вовсе все знают.

Что каается меня лично, то я всегда считала, что главное - это не давить. Особенно в обучении. Я никогда не контролировала, не проверяла, не заставляла и вообще старалась максимально отстраниться от этого процесса.

Когда сыно мой, Даня пошел в первый класс, в качестве напутствия я озвучила ему две вещи:

1. Сыночка, как это ни прискорбно, мама у тебя не Рокфеллер, и вряд ли в последующие 11 лет станет им. Даже больше, никаких шансов втереться в это почтенное семейство даже в качестве дальней родственницы, я не имею. В лотереи не играю и счастливо нашедшиеся дипломаты с миллионами тоже не верю. А, стало быть, ежели ты, сынка, желаешь получить высшее образование, у тебя есть единственный путь – бюджет. А на бюджет надо работать, то есть получать знания и иметь приличный аттестат.

2. Но, несмотря на то, что в нашей семье отсутствие высшего образования приравнивается к присутствию третьей ноги или попросту, уродству, я лично готова признать твое право на самоопределение и буду любить тебя даже необразованного. Аминь.

На этом мое участие в Данином образовании практически закончилось.

И да, я сильно рисковала, особенно по второму пункту. И немного лукавила, чего уж. Высшее образование для меня важно и я, безусловно, очень хотела, чтобы мой единственный сын таки его получил. Кроме того, существовал еще риск принятия мученической смерти от бабушки за такие фокусы, так как для нее даже сама мысль о том, что кто-то из нашего благородного семейства не заимеет диплом, является кощунственной. И она уже проходила подобное, когда эту фишку пытались провернуть мы с братом. Я – по идейно-бунтарским соображениям (или буду философом или останусь неучем всем назло), а Лелик по пофигистическим (не хочу учиться, а хочу много пива и баб).

Но я рискнула, сделав ставку на Даню. И, хотя бабушка от моей речи пришла в ужас, прочно присвоив мне звание матри-ехидны, но сделать ничего не смогла.

Ставку я сделала правильную. Вскоре выяснилось, что либо Даня гений и вундеркинд, либо я Макаренко от бога.

Мама юного гения, скажу я вам, самое необременительное занятие в мире.

- Данечка у вас такой молодец! – приставали ко мне восхищенные поклонники гения моего сына мамы одноклассников, слегка зеленоватые от зависти. – Вы, наверное, с ним много занимаетесь?

- Да нет, немного. В смысле, совсем не занимаюсь, - честно признавалась я.

- Что вы говорите? – искренне удивлялись мамы. – То есть, вы хотите сказать, что просто проверяете его домашние задания, а он все делает сам?

- Да нет, я даже не в теме, что там ему задают.

Зеленоватые мамы недоверчиво смотрели на меня. Многие не верили, думая, что я скрываю какую-то сакральную тайну. И пытались выведать этот секрет.

- Вы поощряете его деньгами? А может быть, Вы его наказываете?

По ходу меня действительно подозревали в том, что за каждую пятерку я осыпала сына всяческими ништяками, а на случай двойки у меня была оборудована небольшая, но очень доходчивая пыточная комната. Ничего такого у меня отроду не водилось, но мне никто не верил.

Сам процесс обучения – выполнение уроков, содержание учебной программы – меня не волновал. Я исправно отстегивала деньги и посещала родительские собрания. И то, только на первых порах.

Впрочем, вскоре я забила и на это. Нет, понятно, что всем необходимым в плане материального, я Даню обеспечивала. Но я еще застала те славные времена, когда в школе считалось нормальным тянуть с родителей бабло по каждому поводу. Сейчас, наверное, тоже тянут, но уже как-то стыдливо и без размаха. Тогда же мы все поголовно подписывали заявления о безвозмездных пожертвованиях и регулярно оплачивали квитанции, как вы понимаете, тоже исключительно «добровольно». Когда же выяснилось, что мой сын гений, я нагло перестала это делать, не без оснований рассудив, что еще неизвестно кто кому, в свете открывшихся обстоятельств должен приплачивать. К примеру, наша учительница начальных классов получила звание «учитель года» в том числе и благодаря тому, как семилетний Даня с чувством продекламировал высокой комиссии стихотворение Расула Гамзатова. Я умалчиваю о более скромных победах моего сына на всевозможных конкурсах и фестивалях, а, позднее, и олимпиадах.

С посещением родительских собраний я тоже разобралась быстро. Конечно, было приятно, когда твоего сына хвалили. Но вот высиживать даже ради этого приятного бонуса три-четыре часа, слушая, как учитель добросовестно излагает свой предмет, мне было неинтересно, и даже где-то смешно.

Но больше всего меня возмутил постулат «Родители в процессе образования принимают такое же участие, как ребенок и учитель». Не в «воспитании», а в «образовании». И с этим я не согласна в корне.

Во-первых, я сторонник того, что каждый должен заниматься своим делом. Педагогика – это наука. Я могу быть сколь угодно умной и образованной, но если я не умею донести свои знания до ребенка (а я не умею, я сразу же злюсь, объясняю сумбурно), то процессу обучения никак не поспособствую.

И во-вторых, я абсолютно уверена, что ребенок способен сам справляются с программой средней школы, а постоянная помощь родителей только расхалаживает. Потому что зачем напрягаться и пытаться что-то понять и сделать самому, если можно позвать маму или папу и ждать, когда тебе все разжуют и разложат по полочкам. Мозг нужно тренировать, иначе там закрепиться устойчивая связка: «если сразу что-то непонятно – не надо пытаться понять, а надо звать родителей».

Так считают далеко не все. На других родителей мне, честно говоря, по фигу. Каждый сам кузнец своего счастья, и вправе выбирать для себя приемлемую для себя линию поведения. А вот с учительницей младших классов я схлестнулась на эту тему.

Данька тогда учился во втором классе. Первый класс он закончил на «отлично», никаких претензий о стороны учительницы к нему и ко мне не поступало. Вплоть до одного момента.

- Мам, мне нужны фотографии всех членов нашей семьи, - как-то сообщил мне сынка.

- Ну, на тебе альбомы, можешь оттуда брать, - разрешила я. – А зачем тебе это?

- У нас проект-презентация на тему «Моя семья» - пояснил мне Даня, которому на тот момент не исполнилось и восьми лет.

- Эвона как! Проект-презентация! – восхитилась я затейливостью названия. – Ну, ладно, надо, так надо.

Несколько часов Даня творил и доматывался до всех родственников, уточняя различные биографические детали. В результате, на свет явились с десяток листов, заботливо сколотые степлером, с наклеенными фотками, подписанными яркими фломастерами немного кривоватым детским почерком. Там были краткие биографии всех имеющихся в наличии членов семьи, несколько забавное, но вполне грамотное генеалогическое древо, рисунки и прочие прелести детского творчества. Вполне довольный собой сын понес готовый продукт в школу.

Вернулся он явно расстроенным.

- Учительница сказала переделать, - грустно сообщил мне Даня.

- А что не так? – удивилась я.

- Мам, понимаешь, там многие сделали это на компьютере, кто-то на флешках принес. Ты же можешь мне сделать это все на флешке?

Сразу скажу, самое простое в этой ситуации было потратить пару часов на программу «Power Point» и сваять годную презентацию. Дома у меня был только простенький ноут, Даня тогда компа не имел совсем. Многие фото, которые использовал Даня имелись только в отпечатанном виде, сканера у меня дома не было. Короче, мне пришлось бы тащить часть фото на работу, потом сверстывать все дома. Геморройно, конечно, но не смертельно. Но вот тут меня вскрыло. Вскрыло до такой степени, что я на следующее утро, предупредив на работе, что немного задержусь, пошла с Даней в школу.

- Марья Ивановна, дорогая, - вежливо начала разговор я, положив перед учительницей Данин «проект». – Не могли бы вы мне объяснить, что не так с работой моего сына и почему он должен ее переделать.

- Ох, ну что вы, ваш Даня такой способный мальчик. И мне бы хотелось поставить ему «пятерку», но работа не на «пятерку», к сожалению.

- Да? А почему? – вкрадчиво спросила я.

- Вот посмотрите, - и она с гордостью выложила передо мной прошитую чуть ли ни типографским способом книжицу, отпечатанную на цветном принтере. – Это работа Васи Пупкина. Вы видите разницу?

Я видела. Родители Васи Пупкина неплохо владели компьютером и явно имели дизайнерские таланты.

- А вот у Маши Шмупкиной презентация на флешке, вот посмотрите, - и она открыла на компьютере файл, где тут же забегали буквы и замелькали яркие фотографии.

Я посмотрела на Данькину работу. Корявенькую, выполненную кустарным способом. Но выполненную самим ребенком от начала и до конца. И вот тут я поняла, что мне плевать на мое нежелание ссориться с учителями, на вежливость и воспитание. Потому что сейчас, блин, я просто порву Марью Ивановну на тонкие разноцветные ленточки.

- Марья Ивановна, я вас правильно понимаю? Вы действительно считаете, что Вася Пупкин в свои восемь лет сделал все это сам?

- Конечно, нет. Ему помогали родители!

- А Маша Шмупкина настолько прекрасно владеет «Power Point», что осилила эту вполне себе профессиональную презентацию самолично.

- Так ей же тоже помогали родители! – удивилась моей наивности учительница.

- Что вы говорите? У меня еще один вопрос. Проект задавался в рамках какого предмета? Информатика? Дизайнерское и типографское искусство?

- Да вы что! Это же по «Окружающему миру».

- И последний вопрос. Вы вот сейчас не шутите?

- Почему я шучу? – все больше и больше недоумевала Марья Ивановна.

- Да потому что ни Вася, ни Маша, скорее всего не принимали никакого участия в выполнении этих работ. Думаю, что им просто показали готовую презентацию перед тем, как нести ее в школу. А Даня, ежу понятно, сделал все сам. Марья Ивановна, ребенок сам несколько часов вырезал, клеил, собирал информацию. К содержанию работы у вас есть претензии?

- Нет…

- Тогда, простите, какого такого пня, вы утверждаете, что работа не дотягивает до «пятерки»? И почему работу моего семилетнего сына сравнивают с работами взрослых и, скорее всего, образованных людей, имеющих навыки дизайна и работы на компьютере?

- Понимаете, дело в том, что этот проект задавался не только детям, - гордо произнесла учительница. - Он задавался всей семье!

У меня даже на пару секунд пропал дар речи. Оказывается, учительница второго класса решила задать задание мне. Взрослой женщине, с высшим образованием и опытом работы. Интересно, она решила проверить уровень моего образования? Или степень моей компьютерной грамотности?

- Марья Ивановна, дорогая! Не надо мне задавать домашних заданий! Дело в том, что у меня есть среднее образование, я могу вам даже аттестат предъявить. Более того, у меня еще есть и два высших образования. Дипломы, кстати, тоже имеются. И я вполне способна выполнять работы на уровне начальной школы. Лет двадцать пять назад я это уже доказала, очень прилично закончив второй класс и успешно перейдя в третий. И если вдруг мне захочется проверить свои знания, я к вам обращусь, конечно. Раз вы этого так хотите. Но пока у меня нет сомнений в том, что я смогу сделать проект не хуже Пупкиных и Шмупкиных. Только вам я его делать не буду.

Короче, в результате долгой и продолжительной дискуссии я отстояла работу сына и определила форму нашего с ней дальнейшего сотрудничества. Она дает моему сыну знания и освобождает меня лично от домашних заданий, а я занимаюсь моральным воспитанием и материальным обеспечением ребенка. Больше никаких претензий к Дане и ко мне она не имела.

Ну и теперь уже (ну, могу же я и похвастаться, в конце-то концов), я могу сказать, что сын мой всегда любил и до сих пор любит учиться, в седьмом классе он поступил в первый по рейтингам лицей Москвы (сам узнал, выбрал и поступил, несмотря на ужасный конкурс), закончил школу с медалью, ЕГЭ сдал блестяще (русский вообще на сто баллов) и триумфально поступил сразу на два факультета МГУ, на бюджет, выбрал филфак, где уже третий год успешно поучает повышенную стипендию и уверенно идет на красный диплом. И все добровольно и с удовольствием.

А потому, с моей точки зрения, постоянное совместное обучение с детьми, выполнение за них уроков, и вообще излишний контроль только вредит процессу. Главное - правильно замотивировать и не убить в ребенке желание узнавать что-то новое.

А вы как думаете?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
28 апреля 2017 года пресс-служба Южного военного округа официально подтвердила , что второй фрегат проекта 11356 «Адмирал Эссен» , построенный для Черноморского флота (ЧФ), "начал межфлотский  переход с Балтийского флота к месту постоянного базирования" (в Севастополь). ...
В Непале цифра жертв уже вплотную подобралась к "контрольной", которую сразу же назвали власти, как возможную - в 5000 погибших. Уже говорится о 4200 человек и пока продолжают извлекать все новых. Даже в этой ситуации власти больше заботятся о туристах - аэропорт работает только на вылет, ...
Да, он довольствуется малым, но есть пока ресурс один: мы стали главным капиталом, мы никогда не предадим. Я потрясен, клянуся мамой. Достойный повод для ...
В Самарской области от пожаров страдают не только села — огонь полыхает уже в черте второго по величине города области. В Тольятти из-за сильного задымления началась массовая эвакуация жителей. А те, кто остается, дежурят у своих домов с водой и ...
Знак рубля ввели, но как же его теперь поставить в тексте? Пока западные программисты не обновили шрифты (а они должны обновить?) и на клавиатурах не появился новый символ, есть очень простое решение. P Знак не так красив, как настоящий, зато доступен в любом шрифте и всем понятен. ...