Тектоника разломов (2.1)
el_murid — 26.09.2012Исключительно по просьбам почтеннейшей публики, которая во всём видит злокозненную руку США, обязан кратко изложить своё собственное персональное и сугубо субъективное мнение, которое вынуждает меня практически не учитывать фактор Соединённых Штатов в происходящих на Ближнем Востоке событиях. Парадокс - но США находятся над схваткой и получают свой профит при любом развитии событий. За исключением одного-единственного варианта развития событий. О нём в самом конце.
Для США критически важной является лишь одна геополитическая задача в регионе - контроль над ценами на углеводороды. Контроль подразумевает, что США будут иметь возможность в любой момент как опустить, так и поднять цены на любой разумный для конкретной ситуации уровень. Высокие цены на углеводороды позволяют уверенно стагнировать европейскую экономику. Низкие - взять за кадык Россию. И Европа, и Россия являются для США противниками - и контроль над ценами позволяет контролировать политику ЕС и РФ.
Первый инструмент США в деле контроля - это, конечно, доллар. Именно этот инструмент позволяет парадоксальным образом держать цену на качественный сорт WTI ниже цены на более тяжелые сорта - Brent, Urals, корзину ОПЕК. Почему это так и как у них это получается - я отошлю к недавнему интервью Марата Мусина в Альпари. Он затронул эту тему, хотя для её раскрытия, конечно, нужно несколько таких интервью - причем строго по одной теме. Важно понять, что этот инструмент контролирует спекулятивную составляющую рынка нефти.
Второй инструмент - конкурентная борьба между добывающими странами. Поддерживая крупнейшие нефтедобывающие страны, США в обмен на свою помощь имеют возможность регулировать рынок физической нефти - увеличивая или уменьшая её объёмы, идущие на рынок.
Вот именно здесь и кроется ответ, почему США абсолютно безразлично - кто именно будет регулировать физические объёмы нефти. Будет ли это Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Катар, Иран или остров Маврикий. Важно, чтобы этот производитель обладал крупнейшими запасами и имел зависимость от США. Был бы договороспособен, говоря иначе.
Именно поэтому США стоически наблюдают за соцсоревнованием арабов, персов и османов в деле переформатирования Ближнего Востока - до тех пор, пока итогом этой борьбы будет выполнение двух непреложных условий - крупнейшие запасы и договороспособность хотя бы у одного оставшегося в живых участника событий - до тех пор у США проблемы отсутствуют напрочь.
Вся разница в том, что республиканцы вкладывали в свою ближневосточную политику душу и эмоции, встревая в туземные разборки и причиняя справедливость, а вот нынешние демократы действуют гораздо умнее и тоньше - оказывают всем участникам событий участливое внимание, вооружая до зубов и разводя руками - вы уж тут как-нибудь сами, ребята. И ребята вынуждены закупать еще и еще - соревнуясь за благосклонность патрона. Во всяком случае, закупки вооружений (естественно, преимущественно американских) Ираком, Катаром, Саудовской Аравией, Эмиратами, Кувейтом в последние годы превышают все разумные пределы необходимой обороны. Приходится, правда, делиться - скажем, катарский эмир без ума от немецких "Леопардов" - но здесь, скорее всего, проблема просто в том, что Штаты уже не успевают удовлетворять аппетиты - тут и Ирак, и саудиты, и Египет, и Кувейт в очереди стоят...
Говоря иначе - на данном этапе влияние США на текущие расклады в тактическом и оперативном отношении практически незаметно. Они лишь обозначают своё неусыпное внимание, позволяя туземцам веселиться от души.
Но вот единственный случай, при котором Штаты просто не могут остаться в стороне - это вариант победы Ирана. Не военной, конечно - Иран не столь самонадеян, чтобы рассчитывать на зерг-раш. Однако всегда существует вероятность - и немалая, что хлипкие в своей основе агрессоры из Аравии умудрятся перенапрячься и тихо помереть от натуги. Иран, к великому сожалению США, не удовлетворяет второму условию - он недоговороспособен. И поэтому его существование оправдано только в ситуации, когда живы и здоровы его региональные противники - в первую очередь, Саудовская Аравия. Во вторую - Израиль. И именно в таком порядке.
И вот здесь не всё хорошо - и именно поэтому придется всё-таки вернуться к ним. Но Штаты я пока исключаю из рассматриваемой модели - из вышеизложенных соображений.