Тексто-плюх.
shandar_alan — 24.06.2025
Бывает так, что фраза из текста уйдёт куда-то в высоты
разума, откуда столкнёт ком мыслей, причем сделает это сразу после
её прочтения. Бывает и по-другому - этот ком срывается вроде бы
совершенно внезапно, падает и накрывает тебя. Барахтаясь под ним,
копаясь и разбираясь в нём, пробиваясь сквозь него (нет не
матерясь, хотя…), ты понимаешь, что стронули его цитаты, мысли и
высказывания, упавшие в тебя давно и вроде они давно переработаны,
точнее переосмыслены. Следом ты вспоминаешь, что когда-то они вошли
в тебя без всплеска и видимого эффекта. Тогда ты этого даже не
заметил (ни их, ни того как они вошли) и получается, они все это
время бродили где-то, обрастали связями и смыслами, переплавлялись
в нечто новое, пока не набрали критическую массу и таки упали на
тебя.В этот раз такими засланцами или задумцами стали аж 3 мысли, они двигались и набирались сил по отдельности, но вот видимо таки сошлись в текстовый плюх, который прилагается.
Итак, злостные текстовиновники –
Творчество есть процесс надсознательного познания (как перефраз идей Валерия Брюсова и Андрея Белого)
Слово – есть насилие над языком (Иосиф Мандельштам)
Поэзия – есть уяснение неосознанных ощущений, кристаллизации смутных переживаний (опять-таки перефраз идей Валерия Брюсова и Андрея Белого).
Знаете, сразу хочется соединить вторую и третью мысли и добавить, что поэзия это не просто уяснение чего-то лежащего вне сознания, но и воплощение этого в измененную языковую форму, да через совершение того самого насилия над языком (нет гусары тут не причём, если хотите, можете заменить насилие изменением). Пойдём дальше - а теперь добавим ножек, то есть первую мысль и получим, что это уяснение и будет то самое надсознательное познание. Такой маленький текстовый аперитивчик.
Продолжим, поэзия, как одно из искусств слова, подразумевающие умение работать с ним, есть самое сугубое насилие и изменение языка, дело в том, что вы ну никак не будете говорить рифмично-ритмично, белым стихом или верлибром в обычной жизни. Не те задачи, ситуация да и результат не тот, вы буквально сразу ощутите неуместность и какую-то излишность поэтического слова. Это будет не как из пушки по воробьям, тут скорее из пушки в никуда, выстрел без цели. Вы ощутите, что то изменение, которое содержится в поэтическом слове не найдёт точки приложения или будет бесплодным и выхолощенным, а потому вызовет только удивление.
Поэзия, как языковое нарушение и изменение обычного языка оперирует этим изменением (по сути, создавая свой язык) и расширяет рамки языковых средств и конструкций. Множественные «кирпичики» изменений складываются в дорогу, которая ведет куда-то ЗА, за линию разума, за контур сознания. Но может быть и так, что само изменение, единое и неразрывное, как хирургические крюки вцепляется в ткань сознания и держит ту рану, тот разрез, сквозь который можно заглянуть ЗА. Тут очень важно отметить связь языка и нашего сознания, мы то, о чем говорим, то, что проходит через «мельницу» языка. Смыслы, образы, понятия все это во многом определяется именно языком, оформляется им, видится через призму языка. Потому, кстати, переводить поэтические тексты это искусство (как я считаю), так как требует именно подбора и сопоставления всего того, что стоит за словом в оригинале, а это архинепросто. По сути, переводчик в чем-то творит заново и на основе исходного текста, именно творит, так как простого и однозначного сопоставления нет и ему приходиться искать и находить что-то наиболее близкое в своем языковом пространстве.
Ладно, оставим эту тему и двинемся дальше, когда же появилась поэзия? Мне кажется именно тогда, когда человек ощутил, что за хребтом сознания не пустота, ощутил и попробовал разобраться, рассказать миру об этом, но понял, что привычного языка недостаточно. Поняв это, он начал менять язык и вот этим изменённым языком он пытается воплотить результат своего разбора, своего прикосновения и выгляда за грань, потому не удивительно, что первыми сферами приложения поэзии стал Эпос и Религия. С религией и религиозной сферой все понятно – она по умолчанию предполагает наличие чего-то ЗА человеком, чего-то божественного и сверхъестественного. Но как рассказать об этом, как выразить это в слове, вариант - через поэзию, то есть именно тем самым необычным языком. А вот с Эпосом интереснее, Эпос это не просто исторические сводки кто кого убил, сну-снул, родил, кто что захватил и так далее. Сюжет Эпоса выпадает за рамки просто истории (как перечня событий) и вот поведать и передать эту необычность простым языком нельзя, кольчужка маловата, нужны, например, поэтические инструменты для воплощения. Так как сюжеты Эпоса уже вышли за грань простого рассказа и повествования, обычной истории, срастившись с Мифом, Религией, культурной плотью народа, обычный язык ему не подходит. В нем нет той изюминки и особенки, что сделает слово не просто набором букв и звуков, отразит эту внеобыденную сторону Эпоса.
Из всего, что я написал можно сделать вывод - основное свойство Поэзии это создание измененных или трансформация имеющихся инструментов воплощения и работа именно ими, что делается для принятия в себя тех самых смутных переживаний, ощущений. Но тут главная засада и тонкость именно в развилке, где одна дорога – это изменение, которое действительно отражает что-то брякнувшее вне разума, а вторая – изменение, как забавная обертка, ничем не оправданное, бесцельное и глупое насилие над языком. Как их различить? Думаю, тут поможет опыт, знания и наверно какое-то внутреннее ощущение меры и достаточности, которое так же воспитывается и тренируется.
Естественно сразу встанет вопрос – неязыковая поэзия, есть ли она, бывает ли или она что-то из категории жизни на Марсе? Думается ответ да, есть и бывает. Рискну высказать мысль – если создается или используется именно измененный инструмент для воплощения того самого смутного и неясного из-за края сознания, то это будет поэзия и тут совсем неважно слова ли это, визуал, живопись, скульптура или музыка. Впрочем, изменение может и не планироваться изначально, но творец настолько хорошо использовал имеющиеся в его распоряжении, что оно стало чем-то большим, чем-то другим, неязыковой поэзией, хотя, повторюсь изначально этого и не хотели.
Наверно все, плюх обработан.
|
|
</> |
Покупка автомобиля без риска: безопасно и быстро с DSS-Group
«Можно, а зачем?»: почему России не стоит гнаться за Европой
В миллион раз демократичнее
January 11 ...вода, Внимательно и пристально наблюдающая за деревьями...
Мадуро, конечно, жалко
О всей правде про Чечню То, о чём вы догадывались, но боялись узнать?
Загадка 4038
Велосипед
Как артиста Марка Бернеса приговорили к смертной казни

