
Театральный не-роман-3

— У Вагнера Тангейзер сам попадает в грот Венеры. А у вас попадает Христос, а Тангейзер про это снимает кино.
— Ну, смотрите… Он попадает не у меня, он попадает у Тангейзера. Чувствуете разницу?
— Ну да, естественно, я понимаю, конечно…
— В этом «естественно» и кроется корень зла. Это не у меня в спектакле. А у меня в спектакле существует фильм, внутри которого Иисус Христос, по замыслу режиссера Тангейзера, попадает в грот. Так вот, сюжет спектакля заключается в том, что за этот фильм режиссер Тангейзер исключается из профессионального сообщества, становится персоной нон-грата, проклят, забыт и заканчивает свои дни в одиночестве и сумасшествии. Тут надо понимать эту тонкую грань. И спектакль, в первую очередь, не про Иисуса в гроте Венеры, а про режиссера, который решил снять такое кино, и про то, как он был наказан за это обществом, не принят и не понят.
***
http://lenta.ru/articles/2015/02/26/tangezer/ :
Мы сознательно не использовали никаких аллюзий на те произведения, которые уже были запрещены к показу в России или вызвали острую реакцию общества и убрали со сцены фигуру Иисуса Христа, заменив его на актера, исполняющего роль. Сто интересно, у Вагнера в финале Папа Римский не прощает Тангейзера, а Бог прощает. Опера во многом антиклерикальна. И понтифик словно не разобрался, что хорошо, что плохо, а Бог разобрался. А у меня все еще трагичнее. В моей версии героя вообще никто не прощает. И заканчивается все тем, что он сходит с ума, погружается в небытие, проклят и забыт всеми. Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю.
***
http://tayga.info/details/2015/03/06/~120082 :
Господам православным и правоохранительным органам нужно понять, что Тимофей Кулябин по сути самого животрепещущего вопроса — на их стороне. Как истинный христианин, он обрекает богохульника на ад уже на Земле. «Беда» художника в том, что он показывает «творения» своего героя слишком убедительно.
По-моему глубокому убеждению, истинный христианин, досмотревший до конца оперу «Тангейзер» в постановке Новосибирского государственного театра оперы и балета, должен возликовать. Герой оперы — богохульник-кинорежиссёр, осмелившийся глумиться над сакральными образами в своём художественном творчестве, — потерпел полное фиаско, профессиональное, общественное и личное. Спектакль кончается тем, что Тангейзер, преданный проклятию коллег по киношному цеху, сходит с ума. Умирает его мать, а брат получает приз кинофестиваля за фильм, снятый по истории падения брата.
В отличие от оригинального сюжета Вагнера, в котором «посох расцветает», что символизирует прощение деяний Тангейзера, проклятого Папой Римским, в постановке новосибирского театра посох принципиально не расцветает. Тангейзер в трактовке Тимофея Кулябина жестоко наказан за свои деяния.
от это надо понять господам истинным православным христианам и правоохранительным органам. Кулябин по сути самого животрепещущего вопроса — на их стороне. Как истинный христианин, он обрекает своего героя-богохульника на ад уже на Земле, чтобы не было повадно современным художественным творцам вторгаться в сакральные кущи.
Историю Тимофея Кулябина можно назвать «Горе от таланта». Истинно талантливый и умный, образованный художник, не умеющий создавать плакатные агитки, он создал достаточно сложное художественное полотно, полное чувственных потрясений и интеллектуальных загадок и рассчитанное на хорошо образованного и культурного зрителя, которому такая развязка спектакля принесёт настоящий катарсис и духовно обогатит.
«Беда» художника Кулябина в том, что он, показывая «творения» своего героя, сделал это так убедительно, что заставил часть зрителей буквально получить эмоциональный удар. Но тактичность была соблюдена: вызвавший письма в прокуратуру омерзительный художественный объект появляется на сцене примерно на 30 секунд. После этого начинается полуторачасовое действие, показывающее наказание постигшее главного героя. Да, театральный режиссёр выбрал жёсткий стиль в показе зарвавшегося в своих творениях кинорежиссёра и, возможно, шёл здесь на грани дозволенного, но и рассчитался он с ним в финале по полной.
Трактовка НГАТОиБ сложной и замороченной оперы Вагнера «Тангейзер» соответствует всем критериям высокого духа русского гуманистического искусства и незыблемым христианским принципам воздаяния за грехи. Наказывать творцов, несущих в мир отповедь художникам с богохульными трактовками в художественном творчестве, — это и есть хитрый происк лукавого. Встаёт резонный вопрос: понимают ли то, что они творят, люди, пытающиеся «бросить камень» в создателей новой версии оперы «Тангейзер», в которой зло со всей очевидностью терпит крах?
И очень неприятно видеть, как некоторые деятели цинично делают себе на всех этих событиях популистский политический капитал.
Евгений Иванов,
член художественного совета города Новосибирска,
председатель Новосибирского отделения Союза фотохудожников России,
специально для Тайги.инфо
***
Протесты новосибирской епархии неумны. Но вина м. Тихона не столь велика, сколь вина того, кто три года назад дал отмашку на громкую демонстрацию своих "оскорбленных религиозных чувств", кто создал политический запрос на это. И вот теперь толпы озабоченных православных блогеров и сутяжников рыщут повсюду, ища, чем бы этаким оскорбиться и в связи с чем заголосить о своей гонимости. А кое-кто уже и "освящает свои руки" об лица неугодных сограждан.
В итоге количество таких пускаемых "петухов" будет все увеличиваться. И церковное сообщество будет с каждым разом выглядеть все более агрессивным и неумным. Обнажение этой печальной реальности оскорбляет мои религиозные чувства :(



|
</> |
