"Те, которых весь мир не был достоин..."

топ 100 блогов pretre_philippe20.03.2021 Комментарий на Евр. 11: 24-26, 32-40; 12:1-2

Первое воскресение Великого поста с древних времён было посвящено памяти всех библейских пророков и праведников, живших до Христа. Сохранённые до наших дней литургические чтения первой субботы (Евр. 1:1-12) и воскресения (см. выше) как раз посвящены этой теме.
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение (ст. 24-25).
Действительно, Моисей имел все привилегии, которые мог дать ему Египет. В еврейской традиции есть мнение, что, будучи сыном дочери фараона, он мог быть претендовать на египетский трон. Однако он знал о Божьем откровении и о своей принадлежности Израильскому народу, а потому предпочел страдания вместе со своим народом тем привилегиям, которые давало ему его положение при царском дворе. …и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние (ст. 26). Интересно, что и Иисус Христос тоже говорил, что Моисей свидетельствовал о Нем (Ин. 5,46: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне»). Буквально нет прямых свидетельств из Торы, что Моисей имел какие-то определённые представления о приходе Мессии или Божьего Сына, хотя и упоминается о звезде, которая взойдёт от Иакова (Чис. 24:17-19), или о пророке, подобном ему самому (Втор. 8:15, 18-19). Можно сказать, тем не менее, что Моисей страдал ради всех Божиих обещаний, которые были известны ему на тот момент и которые даны были позже, и все они были так или иначе связаны с Мессией. Ну и кроме этого:
«Что значит: "поношение Христово"? Т.е. такое поношение, которое вы терпите, поношение, которое терпел Христос, или то, что он потерпел за Христа, когда злословили его за камень, из которого он извёл воду: "…камень же", - говорит, - "был Христос" (1 Кор. 10:4). Когда бывает поношение Христово? Когда мы, оставляя отеческие обычаи, терпим поругание, - когда, страдая, прибегаем к Богу. Так и он терпел поношение Христово, когда слышал: "не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина" (Исх. 2:14)? Поношение Христово в том, чтобы терпеть до конца и до последнего издыхания, подобно как сам Он терпел поношения и слышал: "…если Ты Сын Божий…" (Мф. 27:40), от тех, за кого распинался, от своих соплеменников. Поношение Христово в том, когда кто терпит поношение от своих, от тех, кому благодетельствует. Так и Моисей терпел поношение от того, кому благодетельствовал. Здесь (апостол) ободряет их, показывая, что так терпел Христос и Моисей, два знаменитые лица; это поношение более Христово, нежели Моисеево, так как происходило от своих. И как последний нисколько не противился, так и первый не посылал молний, но, когда Его поносили, Он переносил всё от кивавших своими главами. Так как, вероятно, и они (тогдашние евреи) слышали то же и желали воздаяния, то (апостол) говорит, что Христос и Моисей также страдали. Таким образом жизнь, исполненная удовольствий, есть греховная, а исполненная поношений – Христова» (Иоанн Златоуст).


И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках… (ст. 32). Пишущий эти строки отмечает, что мог бы привести множество других примеров, но не хочет испытывать терпение своих читателей. Он называет нескольких судей Израиля, призванных Богом, чтобы быть его вождями и пастырями, и Давида как идеального царя. Самуил – судья, а также пророк и основатель школы пророков, сыгравший ключевую роль при переходе от эпохи судей к монархии. Гедеон (Суд. 6:11 – 8:35) проявил веру, когда согласился с предложением Бога сократить войско израильтян с 32000 до 300 человек, и этими силами нанёс поражение войску мадианитян, в котором было 50000 (Судей, гл. 7). Варак (Судей, гл. 4-5) был зависим от двух активных женщин, Деворы и Иаили. Он знал, что именно эти женщины получат всю славу за победу (Суд. 4:9), а не он сам, но, имея собственную веру, он возглавил израильтян в борьбе против Сисары, царя ханаанского Иавина и хананеев. Самсон (евр. Шимшон, Суд., гл. 13-16) далеко не всегда сосредоточивал свою жизнь в Боге, но когда оказался ослепленным, ясно осознал свою проблему и молился о силе, достаточной для того, чтобы разрушить храм филистимлян. Это и дало ему право быть увековеченным как герою веры. То же самое можно сказать и о Йеффае (евр. Йифтах, Суд. 11:1 – 12:7), но его поспешный обет, данный Богу, принести в жертву то, что выйдет ему первым навстречу из ворот его дома (впоследствии оказалось, что это была его дочь), также, по мнению автора, подтверждает его неколебимую веру, проявленную в борьбе против аммонитян. «Некоторые осуждают Павла за то, что он поставил Барака, Сампсона и Иеффая на этом месте. Но что говоришь? Разве он мог не упомянуть об них, упомянув о блуднице? Здесь речь идет не о прочих обстоятельствах их жизни, но о том, была ли у них вера, сияли ли они верою» (Златоуст). …которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов… (ст. 33). Благодаря вере как доверию Богу Моисей с израильтянами покорил царства аморрейского царя Сигона и васанского царя Ога (Чис. 21:21-35). Даниил укротил львов, закрыв им пасть (Дан. 6:1-29). Получали обетования: Иисус Навин, Халев, Давид царь. …угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих… (ст. 34). Пророки Анания, Азария и Мисаил угасили силу огня, в который были ввержены (Дан. 3:1-30). Про острие меча может относиться к Давиду, к Илии и Елисею (3Цар. 19:2 и далее, 4Цар. 6:31 и далее). Преодолевали немощь – Иов, Езекия царь, Товит. Крепки на войне и прогоняли полки чужих – упомянутые уже судьи Израиля, Давид, Иудифь, Маккавеи. …жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение…(ст. 35). Имеются в виду вдова из Сарепты Сидонской и женщина из Сонама, получившие своих детей воскресшими благодаря Илии (3Цар. 17:8-24) и Елисею (4Цар. 4:8-37).
"Замучены были" (ἐτυμπανίσθησαν греч. этимбанисфисан), то есть, пытаемы и избиваемы – от слова «тимпан», барабан с туго натянутой кожей, по которому бьют. …другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу… (ст. 36). Здесь можно вспомнить пророков Михея (3Цар. 22:27) и Иеремию (20:2,7 и 37:15). Но и Иисус тоже претерпел насмешки и побои, затем оковы и заточение перед распятием (см. Мк. 15:1-9, Ин. 19:1-3). …были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления… (ст. 37). Захария, сын священника Иодая, был забит камнями до смерти (2Пар. 24:21, Мф. 23:35-37). Распиливание человека пополам было одним из видов жесточайшей казни (2Цар. 12:31). Согласно апокрифу «Вознесение Исайи», пророк Исайя был умерщвлён именно таким образом, и это проникло в христианское предание. В книге Иеремии 26:20-23 говорится о том, что пророк Урия был умерщвлён мечом; пророк Илия говорит о других пророках с такой же судьбой (3Цар. 19:10, Рим. 11:3). Скитание в одеждах из овчины и козьей шкуры, в нужде, терпя преследования, жестокое обращение, странствуя по пустыням и горам, живя в пещерах и ямах – такое описание подходит прежде всего к Илии и Елисею, но также и к тем, кто скрывался от преследований во времена Антиоха Епифана во времена Маккавеев (1Мак. 2:38). Иоанн Креститель носил одежды из верблюжьей шкуры и вёл подобный же образ жизни (Мф. 3:4), а Иисусу негде было головы преклонить.
те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (ст. 38). В общем, люди, доверявшие Богу и жившие исключительно верой в Него как всецелым доверием, не получали никакого выигрыша с точки зрения земного преуспеяния, вознаграждения или одобрения со стороны окружающих! И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (ст. 39-40). Этот стих завершает заключение ко всей главе (11:3-38), раскрывая тезис 11:2 о том, как в вере были засвидетельствованы древние. «Достигли совершенства» (τελειωθῶσι) - то есть, в данном случае достигли цели, завершения, достигли спасения, воскресения из мёртвых (11:35). Божий замысел в отношении истории в самом деле ещё до конца непонятен, хотя и во многом величествен. «Мы же хотя и позднее их подверглись испытаниям, однако и к нам относились прежние обетования, дабы не без нас они достигли совершенства, не то, что кто подвизался прежде, тот и награду получит прежде, но один день назначен для мздовоздаяния за все скорби, которые терпели и терпят люди» (прп. Ефрем Сирин). «Чтобы не казалось, будто они имеют преимущество пред нами в том, что увенчиваются первые, (Бог) определил увенчать всех в одно время, и тот, кто победил за столько лет, получить венец вместе с тобою... Они предупредили нас в подвигах, но не предупредят в получении венцов; и это не есть несправедливость к ним, но честь нам, так как и они ожидают своих братьев. Если все мы - одно тело, то для этого тела более удовольствия, когда оно увенчается всецело, а не по частям. Праведники потому и достойны удивления, что они радуются благам братьев так же, как своим собственным. И они сами желают - быть увенчанными с другими своими членами, потому что в общем прославлении - великое удовольствие» (Иоанн Златоуст).

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (12:1-2). «Свергнем с себя всякое бремя» (ὄγκος онкос), то есть, массу, вес, груз. «И запинающий нас грех» (εὐπερίστατος эвперистатос) – т.е. легко окружающий, опутывающий (как длинная тяжелая одежда). Учитывая, что дальше употреблен глагол «τρέχωμεν» (побежим, будем бежать), то здесь даётся образ, взятый из спортивных состязаний: «нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко» (В. Кузнецова). И будем смотреть на Иисуса как начальника, вождя и совершителя (τελειωτὴς телиотис) веры, то есть, того, кто приведёт нас к цели.

Некоторые, как отметил Иисус, в Нагорной проповеди, "уже получают награду свою". Здесь и теперь. У них внешне всё выглядит чинно, благолепно. Они могут быть одеты "в мягкие одежды" (Мф. 11:8), находясь "в чертогах царских", президентских дворцах или архиерейских резиденциях. Конечно, у них далеко не всё может быть благополучно, но это не сравнить с участью тех вышеперечисленных, которых "весь мир не был достоин". Настоящая вера не ведёт к выигрышу и прибыли в чисто житейском плане. Скорее наоборот, с точки зрения мира сего выразители этой веры полные неудачники, однако именно благодаря им вера торжествует, православная в нашем случае. Как известно, первые становятся последними, и последние первыми!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жители Омска имеют в Интернете репутацию людей странных, способных на самые необычные поступки. «Ты из Омска, что ли?» — спрашивают в Интернете человека, который не понимает элементарных вещей или пишет разную нелепицу на грани наркотического ...
Вообще-то я не сторонник искать способы заработка в Интернете, но имею природное любопытство разбираться в неизвестных мне схемах. Сознаюсь честно, у меня даже акции кое-какие есть. Опять же не для обогащения (у меня их на небольшую сумму), а просто я разбирался как это работает. Кстати, ...
Она возмущена и не понимает, почему все не спят?! ...
ЕС выразил крайнее недоумение о запрете на ввоз европейской продукции в Россию, после того, как наложили на Россию санкции.В Евросоюзе крайне удивлены новости о запрете на ввоз продуктов питания в Россию. Как заявил «Русской службе новостей» пресс-секретарь Кэтрин Эштон Имон Прендергаст, о ...
...