Пересмотрел "Андрея Рублева" А. Тарковского...

топ 100 блогов pretre_philippe07.03.2021 Хотя я всегда был далёким от кино человеком, но группа из прихода попросила выступить на встрече по типу семинара по поводу фильма. Было весьма кстати - там одна из тем в том числе о страшном суде. Когда-то смотрел этот фильм, но как-то не отложился он у меня в памяти, и далеко не всё было вообще понятно. Сейчас интересно было пересмотреть много лет спустя. И сейчас не всё одинаково стало близким и понятным, но одна из кульминаций фильма мне видится, конечно, в первой части на 40-й минуте и далее. Сначала даётся диалог Рублева с Феофаном Греком, а далее сцена распятия Христа, перенесённая на русскую почву - вокруг снег, Христос одет в русские лапти, а распинают Его, кажется, опричники...

Феофан Грек: - Тёмен народ или не тёмен?

А. Рублев: - Тёмен! только кто виноват в этом?

Ф. - да по дурости собственной и темен. Ты что ли грехов по темноте своей не имеешь?.. И я имею, Господи, прости, примири и укроти.
Ну ничего. Страшный суд скоро, все, как свечи гореть будем. И помяни моё слово, такое тогда начнется - все друг на друга грехи сваливать начнут, выгораживаться перед Вседержителем.

А. - И как ты с такими мыслями писать можешь, не понимаю. Восхваления еще принимаешь? Да я бы уж давно схиму принял, в пещеру бы навек поселился.

Ф. - Я Господу служу, а не людям. А похвалы? Сегодня хвалят, завтра ругают, за что ещё вчера хвалили, а послезавтра забудут. И тебя забудут, и меня забудут, всё позабудут. Суета и тлен всё! Не такие вещи и то забывали. Все глупости и подлости род человеческий уже совершил. И теперь только повторяет их. "Всё на круги своя" - и кружится, и кружится. Если бы Иисус снова на землю пришёл, Его бы снова распяли!

А. - Да уж конечно, если только одно зло помнить, то перед Богом и счастлив никогда не будешь.

Ф. - Что?

А. - Да может некоторые вещи и нужно забывать, не все только! Не знаю я, как сказать, не умею..

Ф. - Не умеешь, так молчи, меня хоть слушай! Ну что смотришь?

А. - Ты думаешь, что добро только в одиночку творить-то можно?

Ф. - Добро! добро! Да ты Новый Завет-то вспомни! Иисус тоже во храмах людей собирал, учил их, а потом они для чего собрались? Чтоб Его же и казнить! Распни! - кричали - распни! А ученики? Иуда предал, Петр отрёкся. Все разбежались! И это ещё лучшие!

А. - Да раскаялись же они!

Ф. - Так это же потом! Понимаешь ли ты? Потом! Когда поздно было!

А. - Ну конечно, делают люди и зло, и горько это... Продал Иуда Христа, а вспомни, кто купил Его? Народ? Опять же, фарисеи да книжники. Свидетеля так и не нашли, как ни старались! Кто ж Его невинного оклевещет... А фарисеи эти на обман мастера, грамотные, хитроумные. Они и грамоте-то учились, чтобы с властью прийти, темнотой его воспользовавшись... Людям просто напоминать надо почаще, что люди они, что русские, одна кровь, одна земля... Зло везде есть. Всегда найдутся охотники, продать тебя за тридцать сребренников. А на мужика всё новые беды сыпятся - то татары по три раза за осень, то голод, то мор, а он всё работает, работает, работает, несет свой крест смиренно, не отчаивается, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты? Сам ведь знаешь - не получается что-то, или устал, намучился, и вдруг с чьим-то взглядом в толпе встретишься, с человеческим, и словно причастился! И всё легче сразу. Разве не так? Вот ты тут про Иисуса говорил. Так может Он для того родился и распят-то был, чтобы Бога с человеком примирить! Ведь Иисус от Бога, значит всемогущ. И если умер на кресте, значит и предопределено это было. И распятие, и смерть Его - дело руце Божией. И должно было вызвать ненависть не у тех, кто распял Его, а у тех, кто Его любил, ежели бы они окружили Его в ту минуту...

Ф. - Ты понимаешь, что говоришь? Вот упекут тебя, братец, на север, иконки подновлять за язык твой!

А. - Что, неправ я? сам же всегда говоришь, про что думаешь?

Ф. - Так что ж мне? Я человек мирской, свободный.

Конечно, это диалог воображаемого Феофана Грека с воображаемым, авторским Андреем Рублёвым. Хотя не такие уж они и воображаемые - насколько разнится письмо Феофана Грека с грозными ликами Спасителя и Андрея Рублева с кротким взглядом "звенигородского Спаса", даже не нужно комментировать. Но здесь в общем интересная находка или наблюдение: всю историю христианства фактически идёт диалог, периодически перерастающий в нешуточный спор, между двумя пониманиями христианской веры и двумя взглядами на человека и человечество в целом. Пессимистический взгляд выражался, например, в иудейских апокалипсисах и отчасти, в том числе, в Откровении Иоанна Богослова (хотя там не всё так однозначно, на мой взгляд, как многие склонны думать), суть которого в том, что человечество испорчено безнадёжно, так что чем дальше, тем будет только хуже, а под конец всей истории зло и развращённость примет такие невообразимые масштабы, когда воцарится антихрист, что гори этот мир огнём, и чем скорее, тем лучше. Этот взгляд в общем и выражает Феофан Грек в фильме. Но всегда был и есть другой взгляд, с осторожным оптимизмом и верой в то, что добро уже в этой истории может побеждать зло, пусть не окончательно, но хотя бы отчасти. И тем более победит в вечности, ибо любовь Бога "никогда не перестаёт" или не кончается, как выражено в гимне 1 Кор., гл. 13. Мне этот взгляд ближе, его и выражает авторский Рублёв. Один крайний полюс - светский либеральный гуманизм с верой в человеческие силы и прогресс науки с цивилизацией. Но во что люди могут превращаться и насколько хуже поступать, чем звери, показал минувший ХХ век с концлагерями в Германии и СССР. И у многих в эпоху постмодерна справедливо вера в человека оказалась подорванной, а само искусство - дегуманизированным. Другой крайний полюс - мизантропический в светском тоталитарном варианте и в том числе в религиозно-фундаменталистском, где Бог затмевает и подавляет людей (своего рода практическое монофизитство). Наверно, строгим православным Андрей Рублёв фильма может показаться слащавым или "розовым". Мне же видится как раз "золотая середина" в том, что несмотря на все грехи и преступления людей, Бог не перестаёт в них верить, причем до самопожертвования. И только вера в то, что "Бог в нас верит", как любил говорить митр. Антоний Блюм, и нас любит, может изменить в том числе закоренелого грешника. Бог в нас верит, если каждого к этой жизни призвал. И не собирается помнить всё то зло, которое мы натворили. Несомненно, "некоторые вещи нужно забывать", как забывает их Бог при раскаянии людей. Характерно, что Рублев в фильме отказывается делать роспись страшного суда. Не может он, и хватит уже, по его мнению, людей пугать. Сама человеческая история в ХХ веке умудрилась показать такой ад, который не смогли бы изобразить иконописцы 500 годами ранее. Окружающие тебя иной раз могут такой ад создать, и даже в церковной среде! И напротив: "устал, намучился, и вдруг с чьим-то взглядом в толпе встретишься, с человеческим, и словно причастился! И всё легче сразу". И "ад - это другие", по Сартру, и рай - то же самое, как справедливо отмечал Пересмотрел Андрея Рублева А. Тарковского... pior_zatvornik. Последний суд, безусловно, будет, но не таким, как его себе многие представляют.

Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом,
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд - я поспешу туда!
Я пред Тобой, о Господи, склонюсь,
И, отречась от жизни быстротечной,
Не к вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта вечность будет мукой вечной?
(Григор Нарекаци)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну вот Лука опять - вертит хвостом, с вороны глаз не сводит, и говорит... Говорить Лука любит. Все эти маневры с западом, угождения макрелям и прочим подсосникам амеров - это лирика. Всего скорее вполне согласованная с ввп, ведь надо как то строить мосты для возобновления полноценной работ ...
Выглядит диковато. Для фильма ужасов, чтоб понагнетать, точно бы подошло. Для сохранения интриги убираю фото (а заглавное - просто КДПВ) под кат. Заодно спрошу у вас, как вы обычно украшаете своё жилище к новогодним праздникам и что у вас ожидается на этот раз ? А рабочее место как ...
Кто уж там прикалывался про Химназия де Хухуй? Вчера, во второй половине дня, президент аргентинской Gimnasii встретился с агентом нападающего Расича , по поводу предложений, которые есть на игрока. В частности, после этой встречи, президент клуба заявил: - Встреча прошла ...
Да, Гошке сегодня 17. Он полночи учит меня программировать на Паскале. Мы вместе читаем поздравления, которые ему пишут друзья Вконтакте, сочиняем ответы и аццки ржем. Как-то незаметно для себя, да и без особых к тому усилий я вырастила отличного другана ...
Многие туристы, поднимающиеся в Гамсутль, смотрят на небольшое разрушенное селение внизу на соседней горе и спрашивают, что это такое? Там кто-то живет? В последнюю осеннюю поездку мы решили раскрыть для себя и для всех этот вопрос. Поселок, расположенный ниже Гамсутля, называется Куриб. ...