Иоанн Богослов и апостол Иоанн Зеведеев из числа 12: один и тот же или всё-таки

топ 100 блогов pretre_philippe19.02.2021 Чем дольше живу на свете и читаю разную литературу вокруг Нового Завета (включая, конечно же, сам первоисточник), тем больше некоторых несоответствий обнаруживается, если считать, что сын Зеведея, призванный на апостольство наряду с его братом Иаковом во время рыбной ловли (Мф. 4:21-22 или Лк. 5:10-11), и "ученик, которого любил Иисус", неоднократно упомянутый в Евангелии от Иоанна и написавший это же Евангелие (Ин. 13:23, 19:26, 20:2-9, 21:7) - один и тот же человек. Вот, например, в эпилоге Евангелия от Иоанна рассказывается о явлении Воскресшего Христа при Тивериадском (Галилейском, Геннисаретском) озере, где перечисляется более половины всех апостолов Иисуса, притом происходивших явно из Галилеи: "Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников его" (21:2). Один раз в четвертом Евангелии в данном случае упомянуты "сыновья Зеведеевы", между тем "ученик, которого любил Иисус", упомянут здесь же, в 21-й заключительной главе и притом неоднократно - скорее он может быть отождествлён с одним из двух "других учеников Его", не названных. Значит, по смыслу он явно отличен от одного из сыновей Зеведея!
Кроме того... После взятия Иисуса под стражу, когда Его вели к первосвященнику Анне на допрос, евангелист Иоанн пишет, что "За Иисусом следовал Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошёл с Иисусом во двор первосвященнический, а Пётр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввёл Петра" (Ин. 18:15-16). Как мог простой рыбак из Галилеи, один из товарищей Петра по рыбной ловле, быть настолько влиятельным при дворе первосвященника в Иерусалиме, что мог того же Петра ввести внутрь этого двора!?..

Обычно общим местом в церковной и околоцерковной литературе является та мысль, что повествование евангелиста Иоанна не совпадает с другими потому, что Иоанн писал позже и имел перед собой списки предыдущих Евангелий, и потому не хотел повторять в них написанное, но скорее желал дополнить их. Первые три евангелиста в основном пишут о деятельности Иисуса в Галилее, четвёртый - наоборот, в Иудее и прежде всего в Иерусалиме. Но быть может гораздо легче объяснить эту разницу другой причиной? "Ученик, которого любил Иисус" просто жил в Иерусалиме, а не в Галилее, и описал ровно то, чему сам был свидетелем... Он в самом деле показывает хорошую осведомлённость в некоторых деталях иудейской столицы того времени.

Но самое интересное, что древнейший церковный историк Евсевий Кесарийский пишет об Иоанне-евангелисте, упоминая его гробницу в Ефесе и цитируя при этом письмо Поликрата, епископа Ефеса во II веке, адресованное еп. Римскому Виктору, посланное по поводу споров о праздновании Пасхи: "В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе, двух дочерей его, состарившихся девственницами, и еще одну его дочь, жившую в Духе Святом, почивающую в Эфесе; Иоанна, возлежавшего на груди у Господа, бывшего священником и носившего дщицу (ἐγενήθη ἱερεὺς τὸ πέταλον πεφορεκώς; πέταλον - скорее не "дщица", а золотой пластинчатый лепесток, знак священного сана - свящ. Ф.), свидетеля и учителя, который почивает в Эфесе; и Поликарпа Смирнского, епископа и мученика, и Фрасею, епископа и мученика Эвменийского, который покоится в Смирне" (Церк. История, кн. V: 24, 3-4). Вот тут и объясняется та самая деталь, почему "другой ученик", бывший вместе с Петром и не названный в Евангелии от Иоанна, был "знаком первосвященнику". Кроме того, Евсевий ссылается на епископа второго века Папия Иерапольского, приводя его такое свидетельство: "Я с удовольствием слушал не многоречивых учителей, а тех, кто преподавал истину, не тех, кто повторяет заповеди других людей, а данные Господом о вере, исходящие от самой Истины. Если же приходил человек, общавшийся со старцами, я расспрашивал об их беседах: что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних; слушал, что говорит Аристион или пресвитер Иоанн, ученики Господни. Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос» (Церк. ист. III: 39, 3-4). Правда, по Евсевию получается (как он сам считает), что первый раз упомянутый Папием это евангелист Иоанн, а "пресвитер Иоанн" - из числа людей, "стоявших рядом с апостолами". Но совершенно с таким же успехом (учитывая, что Евсевий не знал Папия, поскольку жил на два века позже) можно предполагать, что "пресвитер Иоанн" был тем самым "любимым учеником" из священнического рода в Иерусалиме!

Ириней Лионский также подтверждает, что "Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском" (Против ересей III, 1).

А во фрагменте Муратори, где перечисляются все книги Писания, принятые в Римской церкви во второй половине второго века по Р.Х., упоминаются некоторые обстоятельства написания четвёртого Евангелия: "Четвертое Евангелие принадлежит Иоанну, [одному] из учеников. Своим близким ученикам и епископам, умолявшим его [написать], он сказал: "Поститесь со мной три дня, начиная с сегодняшнего, и что откроется каждому, да расскажем это друг другу". В ту же ночь открылось Андрею, [одному] из апостолов, что Иоанн должен написать обо всем от своего имени, а другие — все это проверить". Но если всерьёз принять это свидетельство, учитывая, что Андрей был еще жив, то это могло произойти существенно раньше, чем принято думать, - не в 90-е годы первого века, а в 60-е! К 90-м годам в Ефесе могла состояться окончательная редакция этого Евангелия. К тому же, евангелист Иоанн как раз и мог быть одним из первоначальных учеников Иоанна Крестителя, тоже принадлежавшего к священническому роду, о чем тоже косвенно говорится в 1-й главе 4-го Евангелия (ст. 35-39). Один из них был Андрей, а второй?.. Преобладает версия, что это был сам автор 4-го Евангелия, Иоанн Богослов, которой придерживаются многие толкователи, от Иоанна Златоуста до А. Лопухина, что в общем логично, поскольку этот эпизод дан только у него, а сам себя он нигде на протяжении всего Евангелия прямо не упоминает.
Ну и по-своему замечательно, что "ученик, которого любил Иисус", и любил как-то по-особенному, мог вообще не входить в число ближайших 12 апостолов. Если еще учесть, что число 12 просто символическое, и в разное время Иисуса могло сопровождать переменное число учеников, около 12, чуть большее или наоборот, меньшее.

Конечно, я мог что-то упустить наверняка, поэтому добавления и комментарии более чем приветствуются!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 2009 году исполнилось 200 лет со дня рождения Муравьева-Амурского. Россия знает его как одного из самых достойных исторических деятелей. Он смог присоединить огромный край без единого выстрела. Памятник Николаю Николаевичу стоит в Хабаровске, ...
Замечательный сайт, на котором можно СЛУШАТЬ аудиокниги онлайн. занимаясь своими любимыми делами, в том числе и сидя в в интернете или готовя на завтрак, и слушать любимые книги! Книги на сайте по след ...
31 января 1990 года открылся первый в СССР Макдоналдс на Пушкинской площади. Началась, выражаясь высоким штилем, «Эпоха Золотых Арок» (символ Мака) в СССР, которая продолжалась в России, Белоруссии и Казахстане до весны 2022 года (время ухода Мака из этих стран), а кое-где на ...
Я часто публикую подборки фотографий зарубежных знаменитостей, но пришел черед и отечественных звезд нашего недалекого прошлого. mir_na_karte побывала на выставке и сделала очень интересный репортаж. Жалко, что некоторых людей со снимков уже ...
Состою в сообществе "этимоложиру" . Там сидят умные люди лингвисты и я иногда пишу свое мнение. Так вот я не могу понять у меня уже самовнушение что ли или реально наш язык ПРАЯЗЫК! Смотрите сами и выскажитесь! Примеры толкования слов ...