Тайпины

топ 100 блогов lenivtsyn16.10.2023 В связи с событиями на Ближнем Востоке хочу предложить марксистам и немарксистам перечитать (или прочитать, если кто ещё не читал) статью Маркса 1862 года "Китайские дела". Да, разумеется, всякие исторические аналогии хромают на обе ноги, это всегда большая натяжка, и, вообще, потому история и является самой трудной (но и самой интересной) наукой, что безусловно существующие в ней строгие закономерности работают исключительно однократно. Это как если бы в математике сумма менялась от перестановки слагаемых, а произведение, делённое на один из множителей, никогда не равнялось второму множителю. И всё же очень ограниченные аналогии, думаю, проводить позволительно.

Конечно, тайпины — совсем не ХАМАС и не исламисты вообще, хотя некоторые параллели (создание теократического государства, например) возможны. Рядовые тайпины жили исключительно грабежом, их руководство находилось в ставшем на целых 14 лет столицей Небесного государства великого благоденствия (Тайпин тянь-го) Нанкине, т.е. в самом Китае. Боевики ХАМАС вполне себе получают зарплату (для большинства молодых людей Газы это единственный доступный заработок), а про руководство известно, что оно находится в Катаре. Но совсем не ради сравнения тайпинов с ХАМАС мне бы хотелось обратить внимание на статью Маркса, а чтобы показать отношение Маркса к тайпинам и их восстанию.

Считал ли Маркс тайпинов революционерами? Да, безусловно. Объективно это было так, и Маркс не мог этого отрицать. Желал ли он им победы? Не похоже. Наоборот, похоже, что даже не симпатизировал. В общем, статья совсем небольшая, поэтому не буду больше ничего писать от себя, а просто воспроизведу её здесь полностью.

Карл Маркс. Китайские дела. Напечатано в газете «Die Presse» № 185, 7 июля 1862 г. В Собрании сочинений Маркса и Энгельса: том 15, стр. 529—532.

Незадолго до того, как начали плясать столы [намёк на увлечение спиритизмом в Европе], в Китае, в этой живой окаменелости, началось революционное брожение. Само по себе это явление не было чем-то исключительным, ибо в восточных государствах мы постоянно наблюдаем неподвижность социальной базы при неустанной смене лиц и племен, захватывающих в свои руки политическую надстройку. В Китае господствует чужеземная династия [манчжурская династия Цин]. Почему бы после 300 лет не возникнуть движению, направленному к свержению этой династии? Движение с самого начала имело религиозную окраску, но это — черта, общая для всех восточных движений. Непосредственными причинами возникновения движения, очевидно, послужили: европейское вмешательство, опиумные войны, вызванное ими потрясение существующего правительственного режима, утечка серебра за границу, нарушение экономического равновесия в результате ввоза иностранных товаров и т.д. Парадоксально, что опиум, вместо усыпляющего, оказал пробуждающее действие. Оригинальными в этой китайской революции в действительности являются только ее носители. За исключением смены династии, они не ставят себе никаких задач. У них нет никаких лозунгов. Народным массам они внушают еще больший ужас, чем старым властителям. Все их назначение сводится как будто к тому, чтобы застойному маразму противопоставить разрушение в уродливо отвратительных формах, разрушение без какого-либо зародыша созидательной работы. Для характеристики этих «бичей божиих» приведем следующие выдержки из письма г-на Харви (английского консула в Нинго) г-ну Брусу, английскому посланнику в Пекине.

Вот уже три месяца, пишет Харви, как Нинго находится в руках революционных тайпинов. Здесь, как и везде, где воцарялись эти разбойники, опустошение было единственным результатом их господства. Ставят ли они себе еще какие-нибудь цели? Господство неограниченных и необузданных эксцессов с их стороны кажется им действительно столь же важным, как уничтожение чужих жизней. Этот взгляд тайпинов в действительности никак не вяжется с иллюзиями английских миссионеров, сочиняющих басни о том, что тайпины осуществят «освобождение Китая», «возрождение империи», «спасение народа» и «введение христианства». В результате своей десятилетней трескучей и никчемной деятельности они все разрушили и ничего не создали.

Правда, продолжает г-н Харви, в официальных сношениях с иностранцами тайпины выгодно отличаются от мандаринов известной прямотой поведения и энергичной суровостью, но этим и исчерпывается список их добродетелей.

Как оплачивают тайпины свои войска? Их солдаты не получают жалованья, а живут добычей. Если завоеванные ими города богаты, солдаты утопают в изобилии; если города бедны, они проявляют образцовое терпение. Г-н Харви спросил одного хорошо одетого солдата-тайпина, любит ли он свое ремесло. «А почему бы и нет? — ответил тот. — Я забираю все, что мне нравится; а если я встречаю сопротивление, то...», — и он сделал рукой жест, означающий отсечение головы. И это не пустая фраза. Человеческая голова для тайпина стоит не более, чем кочан капусты.

Ядро революционной армии составляют регулярные войска — старые, прослужившие много лет и испытанные в боях солдаты. Остальная масса состоит из молодых рекрутов или крестьян, насильственно взятых в армию во время набегов. Вожаки систематически отсылают набранные в какой-нибудь завоеванной провинции войска в другую, отдаленную провинцию. Так, повстанцы в Нинго говорят в настоящий момент на двадцати различных диалектах, в то время как диалект Нинго сейчас впервые раздается в отдаленных районах. В каждом районе местные оборванцы, бродяги и негодяи добровольно присоединяются к тайпинам.

Дисциплина требует повиновения только во время службы. Вступление в брак, так же как и курение опиума, запрещены тайпинам под страхом смертной казни. Жениться можно будет только тогда, «когда будет восстановлена империя». В качестве возмещения тайпины получают в течение первых трех дней после взятия города, жители которого не успели своевременно бежать, carte blanche на учинение каких угодно насилий над женщинами и девушками. По истечении трех дней все лица женского пола насильственно удаляются из городов.

Внушать ужас — такова вся тактика тайпинов. Их успех основан исключительно на действии этой пружины. Средством устрашения служит, прежде всего, появление сразу большими массами в каком-либо определенном месте. Сперва высылаются эмиссары, чтобы тайком разведать дорогу, посеять тревожные слухи, произвести то здесь, то там поджоги. Если мандаринам удается схватить и казнить этих эмиссаров, им на смену тотчас появляются другие, покуда либо мандарины вместе с городским населением не убегут прочь, либо, как это было при взятии Нинго, наступившая деморализация не облегчит победу повстанцам.

Главным средством устрашения является пестрая шутовская одежда тайпинов. У европейцев она вызвала бы только смех. Но на китайцев она действует как талисман. Эта шутовская одежда дает повстанцам поэтому больше преимуществ в бою, чем могли бы дать им нарезные пушки. Прибавьте ко всему еще длинные, косматые, черные или выкрашенные в черный цвет волосы, дико сверкающие глаза, заунывный вой, напускную ярость и неистовство, — и этого будет достаточно, чтобы насмерть перепугать чопорного, смирного, педантически размеренного китайского обывателя.

Вслед за эмиссарами, сеющими панику, появляются нарочно преследуемые беженцы из деревень, рисующие в преувеличенном виде численность, силу и свирепость приближающегося войска. А когда в городе вспыхивает пожар и его гарнизон выступает в поход под впечатлением этого ужасного зрелища, вдали показываются, наводя ужас, отдельные пестрые чудовища, появление которых оказывает магнетическое действие. В надлежащий момент сотни тысяч тайпинов, вооруженных ножами, пиками и охотничьими ружьями, с дикими криками бросаются на полуживого от страха противника и сметают все на своем пути, если только не наталкиваются на сопротивление, как это имело место недавно в Шанхае.

«Сущность тайпинства», — говорит в заключение г-н Харви, — «это абсолютная химера (nothingness)».

Тайпин — это, очевидно, дьявол in persona, каким его должна рисовать себе китайская фантазия. Но только в Китае и возможен такого рода дьявол. Он является порождением окаменелой общественной жизни.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Врачи расследуют необычный случай, который произошёл с мужчиной из Флориды. Четыре месяца назад он был найден в бессознательном состоянии в номере одного из отелей Калифорнии. Накануне мужчина пришёл в сознание: 61-летний Майкл Боатрайт разговаривает только по-шведски и абсолютно ...
Наконец определились противоборствующие стороны возникшие при "Расколе мстителей": Команда Роджерса Команда Старка Черная пантера - нейтральный персонаж. Итак, голосуем! :) View Poll: #2019004 ...
В Нижегородской области печальный финал выселения пенсионера из дома, в котором он прожил всю свою жизнь. Избу еще в начале прошлого века построил его отец, из документов, только план нарисованный от руки. Но современным чиновникам этого оказалось мало и они выгнали старика, а когда он ...
Тут недавно разговаривал с моим другом - он тоже психатр, и ему начальство сделало предложение, от которого он не может отказаться. Точнее, мог бы в принципе, но бывают ситуации, когда лучше этого не делать. Но условия, в которые его ставят... Представьте себе ситуацию. Человек, ...