рейтинг блогов

Тайна гуманитарного мышления

топ 100 блогов sapojnik05.04.2023 Тайна гуманитарного мышления

Гуманитарии – бледная немочь совка
Для начала, правда, надо отделить гуманитариев от «гуманитариев». Последние – это основная масса несчастных, получивших дипломы в наших так называемых «гуманитарных» вузах, по истории, социологии, политологии, политэкономии, искусствоведению, филологии, праву и т.п. Советское «гуманитарное» образование – это отдельный феномен, поскольку, вообще говоря, Советская власть гуманитарные науки отрицала, а настоящих гуманитариев боялась и ненавидела, считая (не без оснований) враждебным и «подрывным» элементом.

Поэтому именно гуманитарное образование изначально было выстроено в СССР довольно своеобразно (техническому тут намного больше повезло). «Общественные науки» в совке, вообще говоря, представлены в виде «заглушек» - то есть их цель не процесс познания человека и общества, а создание лишь впечатления «чего-то подобного», симулякра, пустышки. Поэтому, например, при обучении гуманитарным наукам студентам внушают, будто бы существует некая абсолютная и непререкаемая Истина, которую им вот прямо сейчас, в данный момент, и излагают – что, конечно же, чистой воды нонсенс; как можно в мире, состоящем из слов, собрать слова единственно возможным образом?!

Но «зато» концепция «мы владеем Истиной» позволяет представить весь процесс «обучения» в виде вдалбливания и заучивания (лучше наизусть) определенных мантр, которые, понятно, именно от насильного заучивания в головах студентов теряют тот невеликий смысл, который в них изначально был. В ходе «обучения» также вполне сознательно не делается никакого акцента на связь мантр между собой – что в еще большей степени затрудняет какое-либо понимание; однако, для пущего эффекта, в советской школе (в том числе высшей) всегда крайне не поощрялось и даже преследовалось стремление сохранявших пытливость ума учеников эту «связь между мантрами» искать и находить; потому что хорошо еще, если связь – а если противоречия?! За такое полагалась в лучшем случае «двойка», а в худшем – исключение, запрет в служении (в смысле – учить или преподавать гуманитарные науки), и – отправка на стройки народного хозяйства, под конвоем или без – это уж как повезёт.

Пытливых, впрочем, всегда мало. Основная масса советских «гуманитариев» быстро принимала правила игры, суть которой, как обычно, прямо противоположна декларируемой вслух. Суть игры – что никакой истины вообще нет, быть не может, понять ничего в принципе нельзя (в обоих смыслах слова «нельзя» - и невозможно, и запрещено), поэтому делать можно только одно: учить мантры, чтобы потом самим карать тех, кто выучил их недостаточно тщательно. ВСЁ.

В частности, именно поэтому советские «гуманитарии» практически никогда не отвечают на постоянные «наезды» со стороны технарей – ввиду того, что им неинтересен сам предмет. Если познания как такового не существует, то какая разница, как им НЕ заниматься? Технарь может изгаляться сколько угодно – но все равно, когда его вызовут сдавать очередной «научный коммунизм», ему придется встать по стойке «смирно» перед сидящим напротив гуманитарием и отбарабанить одну из мантр максимально близко к тексту, иначе не видать ему заветной «корочки», при том, что «корочка», как знает каждый гуманитарий – это и есть главное в жизни.

Печальное зрелище.

Конечно, у технарей всё не так. Им при Советской власти и даже после нее дозволялось, по крайней мере, изучать одну из главных гуманитарных наук – математику. Плюс совсем уж невиданный бонус – действительно изучать окружающий мир, правда, только в формах неживой природы, машин и механизмов. Советская власть и это бы запретила из соображений идейной чистоты – но тут была вынуждена пойти на уступки, все-таки оружие делать надо, а без технических навыков и умений тут никак. Поэтому именно люди с техническим и так называемым «естественно-научным» образованием в России – безусловно, самые живые и реально пытливые собеседники; самое главное – образованием у них не было создано внутреннего барьера, не отбито желание познавать мир.

Однако беда в том, что, как уже было сказано в первой части, технарем быть скучно; вопреки распространенному мнению, человек живет все ж не в природном, а в социальном мире – мире людей и смыслов, и даже с техникой он общается именно благодаря приобретенным социальным навыкам. Так что технари тянутся к социальной сфере – политике, отношениям, психологии, истории. Смеются при этом над «гуманитариями» - но и безумно завидуют им. Еще бы – ведь они (как думает технарь), всё это ИЗУЧАЛИ! А пообщавшись ближе – еще и удивляются: как так, почему же они такие глупые?? Или они таким образом что-то скрывают?!
...
И дальнейшее, крайне интересное, насыщенное и крышесносящее Продолжение - в моем БУСТИ! Приглашаю всех - https://boosty.to/sapojnik !!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаем разговор Правые-Левые, начало здесь и здесь.Добиться внятного ответа на вопрос "что такое коммунизм" довольно сложно. Маркс и Энгельс ничего конкретного об этом не написали, а ученые современники - философы и социологи (как я ...
Имею сегодня холодильник практически на 500 литров обьема которого катастрофически не хватает. Получается что он заставлен настолько что не понятно где и что находится. Размеры морозильной камеры устраивают. Искал холодильник большего объема но они все отличаются бОльшим объемом ...
Сабж! Подписала сегодня документы. 27-го мой последний рабочий день в этом зоопарке. Хотелось бы сказать, что весь март буду бухать и ебаться, но это будет неправдой. В марте я буду спать и тупить. Идите вы в жопу со звонками в семь утра, падением кластера в три часа ночи, розовыми экрана ...
...И мы спросим себя, где тут демократия Гайдара-Немцова, а где кровавая тирания Путина-Собянина. ...
Меня разбудил значит с утра, безцеремонно потоптавшись по мне, а сам теперь зевает и укладывается. А у хозяйки уже сна ни в одном глазу. Вот такое вот доброе утро! ...