« Тавтология »

"По селу бегут мальчишки,
Дети, бабы, ребятишки,
Словно стая саранчи.
В трубы дуют трубачи".
Порой никем не замечаемый пример.
А в завершении песни - ещё и ребятки, и пацаны.
(Это уже от Андрея Миронова, конечно :-)
(Справедливости ради отмечу, что слова к этой песне написаны не Эльдаром Александровичем и не сценаристами фильма "О бедном гусаре замолвите слово",
а М.Н. Савояровым (1876-1941), известным автором-куплетистом и мимом-эксцентриком).

"Масло маслом масляно".
Тавтология - от др.-греч. ταυτολογία ("говорение одного и того же").
В риторике и в художественных текстах - повторение одинаковых, однокоренных или близких по смыслу слов, словосочетаний, выражений, синонимов.
В принципе, она может быть частью корректного по смыслу высказывания. Но, с литературной точки зрения, является нежелательной, ибо не раскрывает мысль текстового общения с читателями. То есть - не несёт никакой новой информации.
Тавтология, конечно, применяется и как намеренный стилистический приём, когда автор хочет усилить или подчеркнуть своеобразие или экспрессию текста:
- лично я,
- яснее ясного,
- черным-черно,
- день-деньской,
- варить варенье,
- минута времени,
- старый старичок,
- проливной ливень,
- целиком и полностью,
- истинная правда,
- секретный шпион,
- народная демократия,
- объединённый союз,
- свободная вакансия,
- вечерняя серенада,
- экспонаты выставки,
- им назад не воротиться,
- падать вниз,
- подниматься вверх,
- жизнь есть жизнь,
- моя автобиография,
- сегодняшний день,
- блогеры такие блогеры.
Даже у А.С. Пушкина встречаются тавтологичные обороты:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости...
|
</> |