
Тарифный крест


Знаете, как сэкономить на оплате электроэнергии? Говорят, есть несколько актуальных способов, но для начала не мешало бы вообще разобраться, за что именно мы платим свои деньги и, самое главное, кому.
В условиях экономического кризиса тяжело всем: и предприятиям, и обычным людям. На фоне ухудшающейся экономической ситуации очередное поднятие тарифов естественных монополий выглядит как изощренное издевательство. Но есть ли выход у сетевиков? Как следует из сегодняшнего интервью Газеты.Ru с директором Фонда энергетического развития Сергеем Пикиным, есть, но проблем для эффективного функционирования системы слишком много: и недостатки структуры самой энергетической системы, и недоработки в рамках отдельных компаний.
К сожалению, рост тарифов - это естественный и вполне закономерный процесс, связанный, прежде всего, с инфляционными процессами в экономике страны. Растут издержки, стоимость материалов, оборудования, растут тарифы на газ. Все это требует компенсации через рост тарифов. При этом рост тарифов ниже, чем фактическая инфляция, и зависит от конкретного региона (там, где стоимость топлива наибольшая, там и наибольший тариф, как, например, на Сахалине или Камчатке, а там, где ресурсы стоят меньше, ниже и тариф например, в Иркутской области, где исторически всегда был самый низкий тариф в стране . К тому же пару лет назад уже была попытка заморозить тарифы, в итоге мы получили практически полное замораживание инвестиционных программ в области энергетики.
Давайте рассмотрим, из чего состоит конечная цена на электроэнергию, за что именно мы платим:

Как мы видим, тариф состоит из трех частей: стоимость вырабатываемой генераторами электроэнергии, тарифа на передачу электроэнергии до конечного потребителя, инфраструктурных платежей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика региона. Проблемы чаще всего возникают при начислении и оплате услуг ТСО (а это примерно 18% тарифа на передачу), которые во многих регионах просто взяли и переложили все расходы по содержанию сетевой инфраструктуры на других, выделив сети в ТСО и включив собственные расходы в общий тариф. Не удивительно, что количество ТСО стало расти в геометрической прогрессии, причем некоторые из них по своей сути были моносетями, обслуживающими единственного потребителя.
Еще один посредник - это сбытовые компании, функция которых - составление договоров по купле-продаже электроэнергии и платежи. Как показала практика (а ведь именно это и предполагалось реформой РАО ЕЭС), конкуренции на розничном рынке среди сбытовых компаний так и не состоялось, а это значит, что реального улучшения состояния на рынке ожидать вряд ли приходится. К тому же растет проблема неплатежей, когда долги недобросовестных плательщиков перекладываются на всех остальных потребителей, но это мизер, чаще всего в проблеме неплатежей виноваты посредники.
Проблема неэффективности все еще остается весьма актуальной, но самое главное, что нужно сделать - это увеличить прозрачность тарифов, сделать их сбалансированными.
Вы знаете, за что и кому вы платите, оплачивая платежку за электричество? Уверен, что нет, и это - тоже часть все той же самой проблемы.
|
</> |