ТАНКИ НА ПЬЕДЕСТАЛАХ, часть 1
ja_va — 15.08.2022 Грехи отцов падают на головы детей, по крайней мере в тех случаях, когда дети упорствуют в этих грехах, и не желают признать их греховность. Но что есть грех? Есть ли он то, что действительно записано в вечных скрижалях, и решено раз и навсегда Верховным Судией? Или же грех – наше собственное порождение, плод нашего воображения, часть нашего сознания и самосознания?Несколько лет назад, на семинаре, посвященном Зимней войне 1939 года против Финляндии, аудитория радостно хлопала, услышав, как отважные финские парни резали своими ножами спящих русских солдат. Я же не смог смолчать. Я встал, и сказал, что одним из этих солдат был мой дед. Что он не напрашивался на эту войну добровольцем, а был на нее призван. Что это не было его решением, и не было их решением, а решалось кем-то на верху, в кремлевских кабинетах, и никто не спрашивал их согласия. Смерть же — это всегда смерть, и не надо ей радоваться.
Мой дед потерял на этой воне два пальца ноги, и был признан негодным для службы и комиссован. Видимо, это же спасло ему жизнь во время Второй Мировой, поскольку он, по-прежнему, не подлежал призыву.
Но вот недавно в этой драме возник новый поворот. Я сделал анализ своей ДНК, и узнал, что у меня – 16% финской крови, причем со стороны отца!
Простая математика подсказывала, что отец на 32% финн. Дед же, воевавший в Финляндии, был дедом по отцу, то есть получалось, что либо сам дед, либо бабушка по отцовской линии были… на 64% финнами? В руках у меня, однако, были их документы, и из этих документов следовало, что и сами они, и их родители были русскими, носили русские имена, и никакого отношения к Финляндии не имели.
Военный билет деда:
Невольно напрашивалась ассоциация с этой войной. В голове появлялись невероятные детективные сюжеты: взял ли дед себе в невесты финнку, которая родила отца, и, возможно, умерла? А бабушка – не его настоящая мать? Или же дед не был дедом, и, каким-то образом, бабушка сама связалась с финном? Отец, впрочем, был явно похож на деда. Вряд ли это было случайностью. Да и по времени возникала нестыковка – отец появился на свет в январе 1943 года, то есть был зачат весной 1942, то есть через пару с лишним лет после окончания войны с Финляндией. Вряд ли сценарий с финской матерью был правдоподобен. Что же тогда?
Родственники со стороны деда. Сам дед стоит крайний слева, бабушка сидит вторая слева.
Отгадка пришла неожиданно: дело в том, что я давно уже слышал от мамы, что предки моего отца, жившие в районе реки Мста в Новгородской области, были староверами. Проведя же небольшое исследование, я выяснил, что все староверы в этих местах были… карелами, переселившимися из Карелии еще в допетровские времена. Это и объясняло «финский ДНК» у отца – ДНК был не финский, а карельский, но практически ничем от финского не отличимый. И – да, они, судя по всему, были потомками этих карелов, окончательно обрусевшими, взявшими себе русские имена, и получившими русскую национальность в паспорте, но не слишком смешанными с окружающим их русским населением. Причем это, скорее всего, было одинаково справедливо и в отношении бабки, и в отношении деда. То есть не дед был 64% финном, а бабка 100% русской, что и дало 32% финской/карельской крови у отца и 16% у меня, а оба дед и бабка были на 32% карелами, что передало 32% карельского ДНК отцу, и 16% мне, поскольку моя собственная мама карелкой не была.
Дед в 70-е годы, незадолго до смерти. Я видел его еще ребенком, и серьезно поговорить о чем-то тогда еще не мог:
Но при чем тут война? А вот при чем – как выяснилось, советы тоже не зря призвали деда. Они намеренно искали крестьян с финскими корнями, и призывали их для того, чтобы вторжение в Финляндию не выглядело так уж откровенно как агрессия! Как известно, во главе «финского правительства в изгнании» стоял финский коммунист Куусинен. Были так же и батальоны, состоявшие из чистокровных финнов. Но, поскольку таковых в СССР было не много, искали и тех, кто имел хоть немного финской крови. В частности – моего деда.
Так был ли дед оккупантом? Или освободителем? Можно ли самого его считать финном? Или все-таки русским? Был ли он призван против своей воли? На самом деле, последнего я не знаю. И, вероятно, никогда не узнаю. Возможно, дед вообще пошел добровольцем, чтобы "освободить родную Финляндию от буржуев" и я существенно ошибался, когда говорил о его невинности. Возможно, он был-таки призван, но при этом целиком поддерживал саму войну и ее цели. Все это мне неизвестно.
НО дело вообще не в нем, не в моем деде. Дело во мне, и в моем отношении. Можно, например, считать, что если я поддерживаю деяния деда, если считаю ту войну «необходимой», то грех на мне, и вес его на мне. Если отвергаю – греха нет, и я за деда не отвечаю.
Но есть ли здесь грех? В чем он? Может быть, дед вообще был прав? Или правы те, кто призвал деда? Может быть, это нормально – большому государству подминать под себя маленькое, заставлять его себе служить, отнимать его независимость? В конце концов, Сталин говорил финнам и прибалтам именно это – «если не мы вас подомнем, то немцы, а независимыми вы все равно не останетесь»? И сегодня можно сказать – если не мы вас подомнем, то американцы?
Но тогда ведь по этой логике выходит, что и нет никакой разницы между советами и немцами. И те, и другие преследовали свои интересы. Одни более успешно, другие менее. И финны, в свою очередь, преследовали свои.
Или же разница есть? И если есть, то в чем она заключается? В том, что немцы расставили на все ключевые посты немцев, а мы бы расставили – финнов, как расставили в Прибалтике прибалтов? В том, что немцы открыто говорили о превосходстве немецкой нации, а мы – о братстве народов? Но почему же тогда сами финны и прибалты сегодня лучше относятся к немцам, чем к нам? Может быть потому, что немцы все признали, и ПОКАЯЛИСЬ, а мы нет?
*Продолжение следует*
|
</> |