Танки А-20 и Т-50.



Танк БТ-7 не был совершенством, проблем с этой единственной в мире крупносерийной колёсно-гусеничной машины было более чем с избытком. На марше на колёсах, узкие обрезиненные катки вязли на грунтовой дороге, на дорогах с твёрдым покрытием примерно через две сотни километров начинали разрушаться резиновые бандажи катков, танк сложно управлялся на колёсах тк обычные дифференциалы на нём не работали штатно, и бортовые синхронизаторы также работали с проблемами.
Кроме того, испанский опыт требовал усилить общую бронезащиту танка.
Поэтому для ХПЗ был выдан в 1938 году заказ на новый танк по типу БТ. 6 ноября 1939 года первая опытная машина была готова . В целом приняли её положительно, однако КБ предложило более тяжёлый и более защищённый опытный танк А-32 и него позже и сделали Т-34. Работа шла очень быстро, на отработанных узлах и агрегатах танков БТ, поэтому доводили намного более тяжёлый чем БТ танк до приемлемого боеспособного состояния ещё в течении нескольких лет.
На А-20 было решено улучшить проходимость танка на колёсах выполнив привода не на пару колёс левого и правого борта, а на шесть колёс, оставив управляемыми переднюю пару колёс.


При движениипо нервностям каждый из катков проходит неравный путь, поэтому нагрузки на валы будут разрушать привода. Муфты проворачиваясь должны уравнивать нагрузки. В реале ресурс муфт при подобных нагрузках будет не велик . Но на полигоне А-20 лихо ездил, генералом это очень понравилось .

Однако КБ и конструктор Кошкин настойчиво предлагали как более перспективный надёжный и защищённый А-32.
Приняли А-32, позже А-34.

Танк А-50 создавались в Ленинграде как развитие пехотного танка Т-26. Общего у этих танков была только пушка . А-50 был в 2.5 раза тяжелее, повеска была не рычажно-рессорная, а торсионная, двигатель не карбюраторный 100 лс а четырёхтакный шестицилиндровый дизель 250 лс В-4 — половинка танкового двенадцатицилиндрового В-2. ТНВД использовался точно такой же как на В-2. Это и погубило выпуск серийного Т-50. В 1941 году ТНВД не хватало на Т-34 и военные решили снять Т-50 с производства, сделав выбор в пользу Т-34.
Насколько это решение было верным? Решение было однозначно верным тк уже начались поставки в СССР английских танков Валентайн, и продолжались до снятия танка с производства в Англии летом 1944 года .

Тактическая ниша Т-50 была в советских танковых и механизированных частях полностью востребована. Однако использовался Валетайн, по массогабариту не особо отличавшийся от А-20 и Т-50, не столько как пехотный танк, сколько как разведывательный танк. Т-34 было слышно за несколько километров — гремели крупнозвенчатые гусеницы, ревел мощный дизель. Валетайны или Т-70 были гораздо менее шумными и не настолько крупными.
Возникает вопрос — если А-20 был готов к испытаниям на целый год раньше А-50 при близких массогабаритных характеристиках — каков был смысл практически с нуля начинать проектирование танка в Ленинграде , когда очень близкий по характеристикам танк уже успешно изготавливали в Харькове? Почему было не объеденить оба проекта в один? Для чего на пехотном, не особо скоростном танке А-50 генералам нужно было заказывать совершенно новую ,не отработанную в производстве , технологически сложную торсионную подвеску? Как это дожно было отразится на массовом производстве нового танка не имевшего с Т-26 и с харьковскими танками практически ничего общего?
Имхо Т-50 сняли в 1941 году не только из за ТНВД необходимых для выпуска Т-34, но из-за всего комплекса негативных факторов. Разумеется выпуск был бы налажен, но в 1941 году был важен каждый выпущенный танк. Даже такой эрзац как Т-60 был ценен, кстати Т-60 тоже с торсионной подвеской, но он был водвое легче Т-50 и для него были уже выпускающиеся на ГаЗе и торсионы и гусеницы и катки от плавающего Т-40. Это тоже оказалось очень важно. Однако мог ли проект А-20\А-50 быть реализован?
Проект вполне мог быть реализован если бы совесткие генералы не выдвигали явно завышенных и не особо реальных требований (у них это будет продолжаться до 1991 года)
Итак, если бы в Ленинграде взяли за уже готовый образец танк А-20 удалив с него колёсногусечный привод , и установили не четырёхтактный а двухтактный шестицилиндровый дизель с цилиндропоршневой группой и коленвалом по типу дизеля В-2 — удалось бы добиться и унификации по запчастям и избавиться от проблемы недостаточности выпущенных прецизионных ТНВД для четырёхтактного дизеля. Производство могли организовать в Ленинграде, где уже изготавливали опытный дизель ТМ для танка Т-46 , а затем начали выпуск на заводе дублёре , например в Барнауле на Трасмаше. В реале там выпускали В-2.
В результате танк стал бы легче не менее, чем на тонну.
Массу брони вполне возможно было перерасппределить с подкрылков, с крыши корпуса и башни, и довести её до 35-40 мм лобовых бронедеталей, и 20-25 мм бортовых наклонных и 25 мм вертикальных.
Простейшая и надёжная подвеска по типу LT-38 использовалась на технике выпущенной заводом ČKD c 1935 года, чехи сотрудничали с СССР и продавали лицензии на выпуск чешской техники .

Подвеска рычажно-рессорная , пакет рессор от ЗиС -6 длиной 160 мм возможно было использовать практически без изменений , катки 720 мм от БТ то есть А-20. Это позволило бы отказатся от несерийных катков А-50 и торсионов , либо уменьшить вес ещё на 300-200 кг в сравнении с рычажно-пружинной подвеской БТ и не только значительно упростить подвеску танка,но и увеличить объём боевого отделения % на 20-25

КПП и прочие агрегаты трансмиссии -штатные от А-20 за исключением колёсного привода. Бортовые передачи также возможно было доработать перенеся отверстие входного вала с передней части корпуса редуктора на заднюю и отодвинув КПП см на 30 в корму.
Корпус А-20 вполне поволял установить более крупню башню с погоном б0льшего диаметра и разместить в башне 76.м мм орудие Л-10,позже л-11, как на Т-34.
— КОвС (Круг обслуживания в свету) примерно равный 1380мм(здесь возврат к погону обычной конструкции). Как видим, здесь тот же случай, что и с БТ-7, погон в проекте сразу увеличен под 3″-ое орудие(на тот момент, это вероятно Л-10, т.к. КТ влазила в меньший погон). Необходимо отметить , что КОвС в 1380 мм также соответствует продольному разрезу танка А-20 именно с 45мм пушкой в башне и видно это даже невооружённым взглядом(по растоянию от конца гильзоулавливателя до погона).

Известно, что погон на Т-34 был равен 1420мм, т.е. был увеличен относительно А-20 примерно на 40мм. Вероятно, увеличение получилось из-за размещения в башне орудия Ф-34(в 1939г. Ф-32), которое вдавалось в башню больше чем орудие Л-11(расстояние от оси вращения до конца казённика у Ф-32 было больше примерно на 75мм, чем у Л-11). -с Юра 27 31.05.2020
Двухместная башня с мощным 76 мм орудием вполне приемлема для пехотного или разведывательного танка тк танковый десант находящийся за башней может сообщать командиру машины в открый люк о изменениях тактической обстановки. Десант может покинуть танк и производить разведку в пешем порядке, а в случае необходимости подняться на танк и достаточно быстро сменить позицию.
Таким образом развитие проекта танка А-20\А-50 представляется вполне возможным и могло иметь широкие положительные перспективы.