Танк с прицепом, или "велика Африка, но заправок мало". Rotatrailer.
strangernn — 16.11.2014
Американские и английские танки были по своему
технологическому уровню и надежности весьма неплохими. Причуды
конструкторов и тараканы в головах военных не в счет, но все что
было сделано, - было сделано качественно. Однако, имелся у них (у
подавляющего большинства) очень серьезный недостаток... Какой?
Бензиновые моторы. Нет, моторы хорошие, - мощные, надежные, все
такое, но... Вы помните, что удельный расход топлива (в граммах на
л.с. в час) у бензомоторов раза в два больше, по ср. с дизелями?
Вооот...
Пока дело было в европах - все бы ничего, но на африканских
просторах возможности танков оказались сильно ограниченными. Мне не
очень понятно, почему дополнительные баки не смогли повесить прямо
на танк, - но американские танкисты захотели иметь универсальный
прицеп снабжения. В задании на проектирование было требование
совместимости с любой военной техникой. Ну а промышленности что?
Сделали...
Вот этот вот Rotatrailer и получился. Мне не
совсем понятно, почему бензин налили в колеса, разве что по
соображениям минимальных габаритов прицепа, но тем интереснее.
Бочку из под кваса на колесиках любой прицепить
может, а тут фантазия требуется. НИОКР, в смысле, - деньги. Ну, в
общем, к началу июня 1942 года конструкцию, созданную всего за пару
недель - уже начали катать в Абердине, под внимательными взглядами
военных, американских и английских.
Теоретически, конструкция была неплоха. Два
бака-колеса с резиновыми шинами, по 60 имперских галлонов
(272.7 литров) бензина, и ящик, в передней части которого две
канистры по пять имперских галлонов (22,7 литра масла или воды
каждая), посередине - три коробки с пулеметными лентами, а в
боковые отсеки могли быть загружены 34 выстрела калибром 75-мм (или
57-мм, к шестифунтовке) или по 108(!) выстрелов к пушкам калибром
37-мм, или к 42-мм двухфунтовке. сзади размещался ручной топливный
насос для перекачивания бензина, шланги и всякая нужная в жизни
танкистов мелочевка.
В принципе, каждый танк мог тащить и два прицепа, так что
перспективы были интересные. Родной запас топлива у Крусайдера (с
английской стороны глядя) был в 378,6 литров, и он обеспечивал
машине 255 километров пробега, - так что еще 545,5 увеличивали
автономность в 2.5 раза. А это очень немало! Но вот оценка
результатов вышла у англичан с американцами диаметрально
противоположной.
Американцы забраковали прицеп из-за
недостаточного клиренса, странного поведения колес при неполном
заполнении, их не удовлетворила "жестяная" (1/8" стали)
конструкция, которая не защищала ни от чего, - в общем, "не
понравилось". Англичане же были в восторге. С учетом специфики
операций в Африке - проходимость была фактором малосущественным, а
вот возможность танковых бросков на непредсказуемую для немцев
дальность без привлечения хорошо заметных и уязвимых бензовозов и
грузовиков, которые еще и по проходимости уступали танкам, даже и с
прицепами!! Это было интересно. И они в начале 1943 года разместили
заказ на 300-400 прицепов в Канаде. Сделать и поставить в Северную
Африку успели около 200, после чего заказ был аннулирован.
Почему?
Подтвердились все претензии американцев. Прицепы бились на камнях,
отламывались при резких поворотах танков и при попытках сдать
назад, а система аварийного (боевого) расцепления практически не
работала. Идея была хорошая, - но не работала. Нужны были другие
конструктивные решения.
+
вид сбоку, в музее. Крупно.