Тангэ Кэндзо – гений современной японской архитектуры


На предложение вспомнить трёх ведущих деятелей японской культуры XX века многие назовут писателя Мураками Харуки, кинорежиссёра Корээда Хирокадзу и архитектора Кума Кэнго. Или писателя Ю Мири, кинорежиссёра Кавасэ Наоми и архитектора Сэдзиму Кадзуё.
Почему я начал статью с этого вопроса? Когда его задали на мероприятии с участием европейских деятелей культуры, присутствующие сошлись во мнении на трёх персонах – Мисима Юкио, Куросава Акира и Тангэ Кэндзо.


Тангэ Кэндзо родился в 1913 году в городе Сакаи префектуры Осака. Детские годы он провёл в Имабари (префектура Эхимэ), где проживала семья его отца. После окончания старшей школы Хиросима, на базе которой впоследствии был создан государственный университет Хиросима, он поступает на архитектурное отделение Токийского университета. В то время Тангэ увлекался творчеством французского архитектора Ле Корбюзье и всегда ходил по кампусу с книгой Корбюзье под мышкой. После окончания университета Тангэ некоторое время работал в архитектурной компании, а затем поступил в аспирантуру Токийского университета и занялся исследованиями градоустройства и городской архитектуры. После Второй мировой войны Тангэ стал ассистентом архитектурного отделения Токийского университета, открыл свою лабораторию и приступил к проектной деятельности. Он участвовал в разработке множества общественных объектов, среди которых Парк Мира в Хиросиме, префектуральное управление Кагавы, Токийский муниципалитет, Национальный стадион Ёёги, собор Святой Марии в Токио, Дворец культуры в Яманаси и «Фестивал Плаза» на ЭКСПО-1970 в Осаке. В 1973 году Тангэ вышел в отставку, но продолжил заниматься архитектурными проектами, а его работы в странах-экспортёрах нефти Ближнего и Среднего Востока, развивающихся странах Африки и в Сингапуре заслужили всемирное признание.

Восточное крыло здания управления префектуры Кагава (бывший главный корпус), построенное в 1958 году. Конструкция с применением бетонных балок выполнена в стиле традиционных деревянных построек

Собор Святой Марии в Токио (1964) – один из проектов, принесших Тангэ мировую славу. С высоты птичьего полёта здание напоминает крест (PIXTA) Шедевры архитектуры, идущие в ногу со временем
Тангэ создал множество архитектурных памятников во всём мире, однако большинство его шедевров были построены в Японии в промежутке с 1949 по 1970 год – год проведения ЭКСПО-70 в Осаке.



Мемориальный музей мира – центральный объект Парка мира в Хиросиме (1949), дебютный проект Тангэ Кэндзо
Национальный стадион Ёёги, корпус №1
(1964)

Папа римский Франциск в Парке мира в Хиросиме
Плеяда выдающихся учеников Тангэ
Тангэ начал преподавать в Токийском университете сразу после войны и проработал здесь до 1973 года. До 1964 года в стенах университетской лаборатории Тангэ занимался разработкой архитектурных проектов. В работе ему помогали ассистенты и аспиранты. «Если провести аналогию с бейсболом, мы были не профессионалами, а школьной бейсбольной командой», - с улыбкой вспоминает архитектор Маки Фумихико, выходец из лаборатории Тангэ.


До Второй мировой войны японские архитекторы активно работали за пределами Японии – в Корее, Китае и странах Юго-Восточной Азии, однако после войны им пришлось ограничиться деятельностью в пределах Японии. Однако Тангэ принял участие в конференции в пригороде Лондона в 1951 году и сумел создать международную сеть контактов. В 1959 году он стал приглашённым профессором в Массачусетском технологическом университете.


«Фестивал Плаза» на ЭКСПО-70. Ярмарка продемонстрировала миру успехи интенсивного экономического роста Японии
Кроме того, для недавно обретших независимость развивающихся стран архитектор из Азии был более желанной кандидатурой, нежели выходцы из европейских колониальных держав. Они хотели, чтобы новые правительственные здания разрабатывались руками человека, не связанного с Европой.
Заказы от королевских дворов Среднего Востока
Проекты Тангэ в Японии принесли ему всемирную славу. Однако после ЭКСПО-70 отношение к архитектору стало меняться. «Сначала Тангэ занимался решением задач государственного масштаба, однако после нефтяного кризиса перешёл на коммерческую основу», «Дворцы на Ближнем Востоке и проект Токийского муниципалитета чересчур авторитарны», – считали критики.

Башня Токийского муниципалитета (1991) – символ Токио как международного мегаполиса. Тангэ работал над этим проектов вместе с губернатором Токио Судзуки Синъити (1979-1995)
После нефтяного кризиса сфера интересов Тангэ переместилась из Европы в Сингапур. Он одобряд политику финансового капитализма тогдашнего премьер-министра Ли Куан Ю и разработал для Сингапура множество проектов сверхвысотных зданий. Кроме того, Тангэ хотел воплотить в Японии концепцию особой экономической зоны по образцу Сингапура в токийском прибрежном районе Одайба.


Здание телекомпании Fuji TV (1996), построенное Тангэ в рамках проекта развития прибрежного района Токио
За период после окончания Второй мировой войны до нефтяного кризиса 1973 года Япония преодолела множество кризисов, многократно увеличила национальный доход, усовершенствовала систему социального обеспечения, развивала международное сотрудничество и деятельность по поддержанию мира. Архитектурные проекты Тангэ, чётко воплотившие концепцию послевоенной Японии, обрели мировое признание. Он был твёрдо уверен, что архитекторы способны создавать города, соответствующие нуждам современников. Однако нефтяной кризис сказался на условиях работы Тангэ. Правительство Японии стало отзывать финансирование общественных проектов, над которыми он работал. Страдая от нехватки заказов на родине, Тангэ посвятил себя разработке концепций городов и зданий для лидеров государств и королей Среднего Востока. Люди сочли, что Тангэ предпочёл авторитарные режимы демократии, и это заблуждение имело для него трагические последствия.

Краткая биография Тангэ Кэндзо
1913 | Родился в городе Сакаи (префектура Осака) |
1935 | Поступил на архитектурное отделение инженерного факультета Токийского университета |
1938 | Закончил Токийский университет и поступил на работу в архитектурную компанию Маэкавы Кунио |
1941 | Поступил в аспирантуру Токийского университета по специальности «Архитектура» |
1946 | Ассистент архитектурного отделения Токийского университета |
1949 | Выиграл конкурс дизайна Парка Мира и Мемориала в Хироссиме |
1952 | Выиграл конкурс дизайна Токийского муниципалитета в Юракутё |
1963 | Профессор факультета городской инженерии |
1964 | Завершение строительства Национального стадиона Ёёги по проекту Тангэ |
1966 | Выиграл конкурс дизайна городской зоны в городе Скопье (Югославия) |
1970 | Завершение строительства «Фестивал Плаза» на ЭКСПО-70 в Осаке по проекту Тангэ, который одновременно выступает продюсером ЭКСПО. |
1974 | Вышел в отставку по возрасту из Токийского университета |
1981 | Проект создания новой столици Нигерии |
1982 | Завершение строительства нового дворца в Саудовской Аравии |
1986 | Выиграл конкурс дизайна Токийского муниципалитета в Синдзюку |
1987 | Удостоился Притцкеровской премии – международной награды архитекторов |
2005 | Скончался в возрасте 91 года |

Компьютерные технологии XXI века создают слишком яркий городской дизайн. Особенно заметна эта тенденция в странах-экспортёрах нефти. Эти проекты привлекают внимание мировой общественности и получают одобрение лидеров государств. Не я один вижу за этими проектами влияние Тангэ. Однако вопрос о том, станут ли посвящённые богачам проекты основой для городов будущего, остаётся открытым.









|
</> |