
Там, на "Махе", 70 лет тому назад - 2


Третьего дня исполнилось 70 лет, как впервые в нашей стране был преодолен звуковой барьер. 26 декабря 1948 г. во время испытаний на самолете Лавочкина «176» в Крыму летчик-испытатель Олег Соколовский на пикировании достиг скорости М=1,0 на высоте 9060 м. Тогда в течение пары дней летчиками Иваном Федоровым и Соколовским были проведены несколько полетов на пикирование, но именно полет Соколовского был официально подтвержден специалистами ЦАГИ и ЛИИ в качестве достижения «звукового барьера». Вскоре после этого самолет «176» был переоснащен с английского двигателя «Нин» на наш отечественный Климова ВК-1 большей мощности. В результате через месяц 24-25 января 1949 г. Соколовский достиг на пикировании скорости М=1,03. Максимальная скорость в горизонтальном полете достигала 1105 км/ч на высоте 7,5 км – практически М=0,99...

Самолет "176" в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-102
У испытателей не было никаких сомнений, что в последующих полетах сверхзвук будет преодолен и в горизонтальном полете. Но... 3 февраля, готовясь уже к третьему (!) полету за день (погода в Крыму была плохой – использовали любое летное «окно»), Соколовский не до конца закрыл фонарь кабины, который стал на взлете открываться. Пытаясь закрыть фонарь и управляя самолетом в момент отрыва от полосы, Соколовский врезался в землю...

Летчик-испытатель Олег Соколовский (снимок 1944 г)
Хотя потом отмечалось по результатам расследования, что «...материалы летных испытаний самолета «176» представляют исключительную ценность для нашей скоростной авиации», летчика посмертно ничем не наградили. Возможно его закрыла «тень» его шефа – летчика-испытателя Федорова – первого нашего послевоенного Героя Советского Союза, возможно в КБ не простили гибель ценного самолета с новым двигателем... Разные есть версии. Имя Соколовского фактически кануло в Лету...
Характерно, что превзойти скорость звука в горизонтальном полете – то, к чему вплотную подобрался Соколовский – удалось только спустя пять(!) лет в 1953 г. на СМ-2 – прототипе МиГ-19 было получено М=1,02. Но это был самолет уже другого поколения... Увы, эти пять лет по разным причинам оказались «застоем» в нашей авиации больших скоростей. Достаточно сказать, что на самолете поколения «176»-го скорость звука удалось преодолеть только еще через год - на разведывательном варианте МиГ-17 с опытным форсированным двигателем ВК-5Ф, но - это уже было поздно...
А через два дня исполнится 50 лет с момента первого полета первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Туполева Ту-144.

В канун нового года 31 декабря после десяти дней ожидания летной погоды самолет стартовал под управлением летчика-испытателя Эдуарда Еляна. Между двумя этими эпохальными событиями прошло всего 20 лет!

Летчики-испытатели не скрывают восторга от первого полета - самолет получился "летучим", с отличной управляемостью во всем диапазоне скоростей. Ту-144 до сих пор остается самым скоростным пассажирским самолетом в мире!
|
</> |

https://bit.ly/2EqKpFj
Как заработать новичку от 5000 рублей за 10 дней
Гарантия возврата денег.