"Ребята, я никогда этого больше делать не буду!"

топ 100 блогов afirsov14.12.2018 Чуть более года назад было 70 лет, как человек впервые преодолел звуковой барьер - см. Там, на "Махе", 70 лет тому назад. Это был американский пилот Чак Ягер на опытном самолете Белл Х-1.

Ребята, я никогда этого больше делать не буду! X-1A_1
А позавчера исполнилось 65 лет как тот же Ягер выполнил последний полет на опытном самолете Белл Х-1А – развитии Х-1, достигнув рекордной тогда скорости М=2,44 (фактически 2609 км/ч) на высоте 22800 м. Этот полет стал последним по программе...

После выхода на эту скорость и выключения двигателя самолет начал вращаться вокруг всех трех осей и просто беспорядочно падать вниз. Перегрузка менялась от +8 до 1,5 ед, так что Ягер своей головой  (шлемом) пробил остекление фонаря кабины (не пугайтесь, не до конца). Из расследования: «...Полная дача элеронов и рулей не имела никакой ответной реакции... После 8-10 поворотов [направо] самолет на полсекунды замер, а потом стал вращаться налево с бешенной скоростью – до полного оборота в секунду! (по ощущению пилота) Пилот был полностью дезорганизован... Самолет отозвался на рули в перевернутом штопоре на высоте 10 км... В нормальный штопор пилот его перевел уже на 9 000 м...»

Проблема была в том, что на Х-1 не было катапультируемого кресла, в противном случае Ягер прямо заявил, что сразу бы катапультировался из самолета. Даже если бы удалось снизить скорость, чтобы воздушный поток не разорвал его, при попытке просто выброситься с парашютом была высокая вероятность попасть на стабилизатор или киль, острые, как бритва. Пришлось выводить самолет в нормальный полет и планировать на посадку...

Ребята, я никогда этого больше делать не буду! X-1A_2
Майор ВВС США Чарльз Ягер в кабине Х-1А

Переговоры с диспетчером:
Ягер: ..., ..., ... снизился до 25 тыс футов над Тахачали... Не знаю... смогу ли вернуться на базу...
База: Чак? 25 тыс?
Ягер: Не могу больше... Должен... спасти себя... Я... боже!
База: Что ты сказал, Чак?
Ягер: Не пойму – порвал ли я что-то или нет, о боже!
База: Выйди на связь, когда сможешь.
Ягер: Я думаю, что смогу вернуться на базу, Джек. Ребята, я никогда этого больше делать не буду!
...
Ягер: Я... [задыхаясь] смогу говорить через минуту...

Ребята, я никогда этого больше делать не буду! X-1A_3
Графики самописцев параметров полета: верхний - число Маха. Обратите внимание на четвертый - располагаемая перегрузка.  Ягера конкретно кидало по кабине вверх-вниз

Потом его коллега Альберт Кроссфилд спрашивал, как Ягеру удалось выйти из штопора: – «Вряд ли какой пилот выжил бы в такой ситуации...»
- Ну, как выходить из штопора я знаю, - ответил Ягер. – А вот беспорядочное падение – что-то другое...
Я никогда не завидовал наградам Ягера – мало какой пилот был достоин их так, как он. На «Ракете» Ягер больше не летал!»


PS. Почему-то вспомнился другой полет - полет Бахчиванджи на нашем ракетном Би-1 в 1943 г. Обычно пишут, что при достижении максимальной скорости более 800 км/ч при выключении двигателя пилот ударился по инерции о приборную доску, потерял сознание, и самолет в пике вошел в землю. Летчик-испытатель Серов, к сожалению не оставивший мемуаров, вспоминал, что когда на трофейном "Шторхе" контролировал полет Би-1 над мерной базой, он не видел характерного "белого облачка" - выключения двигателя, о котором обычно пишут. Самолет вошел в пике с работающим движком. А перед полетом старый летчик-испытатель предупреждал Бахчиванджи: "Не развивай максимальной скорости - к ней надо "подкрадываться" постепенно, по 20-30 км/ч... Тебя посылаю на верную смерть... Если что не так, сразу выключай двигатель!" Но у Бахчиванджи высота полета была маленькой... Да, по полетному заданию Ягеру запрещалось превышать М=2,3, на М=2,4 он полез сам...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Кто сколько зарабатывает в месяц? Чиста "для сравнить" на сколько я нищеброд. Если ответите в таком стиле, типа: я мужчина/женщина, 18-25/25-30/30-35/35-40 лет, зарабатываю стока-то в месяц, получается отлаживать на черный день стока-та % от зарплаты, семья из N человек, живу в таком-то ...
Психологический настрой очень важен во-всех областях! Начиная со спортивных состязаний, от настроя на выздоровление при болезнях, заканчивая психологическим настроем армий и государств. Психологический настрой можно назвать сила духа и эта ...
Меня активно убеждали, что война между Северной и Южной Кореей - это лишь байки. И что до реального противостояния двух вечно враждующих государств не дойдет. Так как, якобы, страны эти конфликтуют всегда, но бессмысленных военных действий все-таки избегают. Я же сразу подумал о том, что ...
Ну, я тут периодами по собеседованиям бегаю. Пока ничего особо интересного, поэтому даже рассказать нечего. Но вот одну любопытную закономерность я заметила еще в то время, когда в прошлый раз работу искала. И это, как ни странно, даже не задолбавший меня в край вопрос: "Почему Вы ...