"Ребята, я никогда этого больше делать не буду!"


А позавчера исполнилось 65 лет как тот же Ягер выполнил последний полет на опытном самолете Белл Х-1А – развитии Х-1, достигнув рекордной тогда скорости М=2,44 (фактически 2609 км/ч) на высоте 22800 м. Этот полет стал последним по программе...
После выхода на эту скорость и выключения двигателя самолет начал вращаться вокруг всех трех осей и просто беспорядочно падать вниз. Перегрузка менялась от +8 до 1,5 ед, так что Ягер своей головой (шлемом) пробил остекление фонаря кабины (не пугайтесь, не до конца). Из расследования: «...Полная дача элеронов и рулей не имела никакой ответной реакции... После 8-10 поворотов [направо] самолет на полсекунды замер, а потом стал вращаться налево с бешенной скоростью – до полного оборота в секунду! (по ощущению пилота) Пилот был полностью дезорганизован... Самолет отозвался на рули в перевернутом штопоре на высоте 10 км... В нормальный штопор пилот его перевел уже на 9 000 м...»
Проблема была в том, что на Х-1 не было катапультируемого кресла, в противном случае Ягер прямо заявил, что сразу бы катапультировался из самолета. Даже если бы удалось снизить скорость, чтобы воздушный поток не разорвал его, при попытке просто выброситься с парашютом была высокая вероятность попасть на стабилизатор или киль, острые, как бритва. Пришлось выводить самолет в нормальный полет и планировать на посадку...

Майор ВВС США Чарльз Ягер в кабине Х-1А
Переговоры с диспетчером:
Ягер: ..., ..., ... снизился до 25 тыс футов над Тахачали... Не знаю... смогу ли вернуться на базу...
База: Чак? 25 тыс?
Ягер: Не могу больше... Должен... спасти себя... Я... боже!
База: Что ты сказал, Чак?
Ягер: Не пойму – порвал ли я что-то или нет, о боже!
База: Выйди на связь, когда сможешь.
Ягер: Я думаю, что смогу вернуться на базу, Джек. Ребята, я никогда этого больше делать не буду!
...
Ягер: Я... [задыхаясь] смогу говорить через минуту...

Графики самописцев параметров полета: верхний - число Маха. Обратите внимание на четвертый - располагаемая перегрузка. Ягера конкретно кидало по кабине вверх-вниз
Потом его коллега Альберт Кроссфилд спрашивал, как Ягеру удалось выйти из штопора: – «Вряд ли какой пилот выжил бы в такой ситуации...»
- Ну, как выходить из штопора я знаю, - ответил Ягер. – А вот беспорядочное падение – что-то другое...
Я никогда не завидовал наградам Ягера – мало какой пилот был достоин их так, как он. На «Ракете» Ягер больше не летал!»
PS. Почему-то вспомнился другой полет - полет Бахчиванджи на нашем ракетном Би-1 в 1943 г. Обычно пишут, что при достижении максимальной скорости более 800 км/ч при выключении двигателя пилот ударился по инерции о приборную доску, потерял сознание, и самолет в пике вошел в землю. Летчик-испытатель Серов, к сожалению не оставивший мемуаров, вспоминал, что когда на трофейном "Шторхе" контролировал полет Би-1 над мерной базой, он не видел характерного "белого облачка" - выключения двигателя, о котором обычно пишут. Самолет вошел в пике с работающим движком. А перед полетом старый летчик-испытатель предупреждал Бахчиванджи: "Не развивай максимальной скорости - к ней надо "подкрадываться" постепенно, по 20-30 км/ч... Тебя посылаю на верную смерть... Если что не так, сразу выключай двигатель!" Но у Бахчиванджи высота полета была маленькой... Да, по полетному заданию Ягеру запрещалось превышать М=2,3, на М=2,4 он полез сам...
|
</> |