Там далеко, далеко....
u_boat_lab — 16.10.2021Когда дерутся тигры, вокруг крутятся шакалы и пытаются урвать хоть что то.
Не стала исключением и война начавшаяся в 1914 году.
В этой войне, одним из таких шакалов была Япония.
Эта страна стала прибирать к рукам всё что плохо лежало, а плохо лежало многое...
Куча островов, немецкая база Циндао, что в Китае.
Японцы нагнали к этой базе кучу войск, кучу старых лоханок, которых не жалко, в том числе и бывшие наши корабли, их трофеи.
В числе этих лоханок, присутсвовал старинный крейсер Takachiho, 1885 года постройки.
Он использовался в качестве корабля снабжения для миноносцев.
Takachiho в молодости
Эта война была для него уже третьей.
С китайцами, с русскими и вот теперь с немцами.
Немцы к концу осады, имели на ходу три корабля, Kaiserin Elizabeth, канлодка Jaguar и миноносец S 90.
Всё...
Миноносец S 90, 1902-го года постройки.
Три орудия 52 мм, три ТА калибром 450 мм и ход в молодости в 27 узлов.
Перед сдачей Циндао, командир миноносца вышел в море и атаковал японские корабли осуществляющие морскую блокаду.
Под удар попал крейсер Takachiho.
Одной торпеды ему хватило бы за глаза, попали все три выпущенные.
Крейсер аннигировался со всем экипажем, погибли 271 человек.
Уцелели и были спасены только три члена экипажа.
Вернуться в Циндао миноносец не смог, и выбросился на камни у мыса Тауэр.
Экипаж высадился на берег, взорвали корабль и двинулись в направлении Нанкина, а там интернировались.
Где находится этот самый мыс Тауэр, я не смог установить, сейчас он скорее всего имеет китайское название.
Но в источниках, описывающих это событие, указывается что миноносец выбросился на берег в 60-ти милях от Циндао.
Очень примерная реконструкция.
Две варианта описания этого боя.
Первая...
Вторая...
Первоначально предполагалось произвести торпедную атаку больших неприятельских кораблей во время обстрела ими крепости. Но потом от этого плана отказались, по-видимому, потому, что шансов на успех дневной одиночной атаки было очень мало.
Окончательный план был выработан к середине октября.
Командир S 90 капитан-лейтенант Бруннер получил приказ, которым ему предписывалось: ночью выйти незамеченным из гавани, проскользнуть сквозь первую блокадную линию, атаковать один из больших кораблей противника, обычно крейсировавших на одной из внешних линий блокады, после чего прорваться в Желтое море.
В дальнейшем указывалось на необходимость укрытия в одном из нейтральных портов, хотя бы в Шанхае, откуда после пополнения запаса топлива предпринять еще одну попытку атаковать блокирующие корабли со стороны моря.
17 октября в условиях свежей погоды, с наступлением темноты в 19 час. S 90 повернул на О и шел средним ходом, в расчете встретить большие блокадные корабли.
В 23-30 Бруннер повернул корабль на обратный курс, чтобы, если не будет благоприятной встречи с противником, идя под берегом, со стороны полуострова Хайси к 4 час. утра успеть вернуться в гавань.
18 октября в 0.15 при дальности видимости в 20 каб. (ок. 4 км) был замечен большой силуэт, идущий контркурсом. S 90 отвернул на боевой курс и с интервалами в 10 сек. дал правым бортом последовательный залп из трех торпед. Дистанция в момент выпуска последней была около 300 м.
Первая торпеда попала в носовую часть крейсера, вторая и третья — в середину.
Угол встречи всех торпед был оценен Бруннером в 100°.
Только после выпуска первой торпеды на Takachiho раздался сигнал тревоги. Звук горна хорошо был слышен на германском миноносце.
Но отразить атаку японцы не успели. После попадания последней торпеды раздался сильнейший взрыв, который буквально разорвал корабль на две части. Осколки летели на такое расстояние, что после падения их на палубу и на прожектор S 90 известна.
Утром 19 октября он оказался полузатопленным на камнях у мыса Тауэр, в 60 милях южнее Циндао, с носовой частью, развороченной взрывом. Команда, высадившись на берег в полном составе, с ручным оружием походным порядком пошла в сторону Нанкина, где и была интернирована китайскими властями. Однако, по поводу того периода в судьбе S 90 полагал за собой энергичную погоню и, не видя шансов на успешный уход в Шанхай, решил уничтожить корабль. В 4.40 миноносец подошел к мысу (Тауэр), вслед затем были выброшены за борт орудийные замки, заложены подрывные патроны (и боевые зарядные отделения оставшихся торпед) в корме, машине, в котельном и носовом отделениях, команда свезена на берег, после чего корабль был взорван. Перед затоплением на запрос из базы командир ответил радиограммой: ">Подробное описание гибели S 90 указывает на те трудности, с которыми столкнулись немцы из-за свежей погоды и прибоя, все время прибивавшего корабль к берегу; оно приводит несколько попыток команды оттянуть его на более глубокое место.
Из-за того же прибоя переправа команды на берег заняла много времени, так как совершалась она при помощи леерного сообщения. Выполнена была патриотическая церемония спуска флага и вымпела при команде, стоящей в строю, при троекратном ">В германском описании, видимо, намеренно не указано время, когда кончилась эта операция и команда двинулась от места гибели корабля. Однако, из описания ясно, что все это заняло несколько часов - не меньше трех-четырех. Из того же описания видно, что никакой погони за это время не появлялось даже на горизонте. Другие источники свидетельствуют, что только днем подошли японские миноносцы и подняли на остатках корпуса S 90 флаг восходящего солнца.
Американские источники утверждают, что идя в предрассветной мгле вдоль берега большим ходом, S 90, имея ещё две торпеды, значительное количество топлива и весь экипаж в полной сохранности, не сделал никакой попытки еще раз нанести вред врагу, несмотря на прямое указание в приказе, и был ликвидирован в тот момент, когда непосредственной угрозы со стороны противника не было.
Материал и фото из интернета и с моего компа.
|
</> |