Такой вопрос, драгоценные
roman_shmarakov — 28.03.2013
Такой вопрос, драгоценные. Вот есть у нас понятие плагиата
(которое, как всем известно, действует только там, где есть понятие
авторства и авторское сознание, то есть мало где). Понятно, что
попытка его формализации, в юридических или иных целях, сводится к
вопросу, с какого зерна начинается куча ("ангел чистой красоты" -
еще не плагиат, абзац, заимствованный у бедной вдовы Тем, Кого
Нельзя Называть, - уже плагиат, а есть ли между этими случаями
строгая демаркационная линия - то ведают бояре, не нам чета). Но
сегодня у нас про другое. На свете есть невероятная, чудовищная
прорва писателей, которых не читает вообще никто и никогда, за
исключением узких специалистов (если они есть), литературные
пристрастия которых далеки от изучаемого материала и которые в
свободное время стряхивают с себя все воспоминания о том, чем они
оперируют по месту службы*. Если я украду из NN, PP и ZZ (а я это
неоднократно делал и еще пойду), а вы будете восхищаться яркими
образами, удачными анафорами и острыми мыслями, не имея ни
малейшего шанса узнать, из чьего амбара они пропали, - это плагиат
или нет? Иначе говоря, слышно ли, как зверь ревет в лесу глухом,
где никого нет?
_______________________________________
* Одна история в тему. Алан Камерон в своей монографии о Клавдиане
рассказывает, что когда Губерт Вальтер, архиепископ
Кентерберийский, обвинял Гиральда Камбрийского перед лицом Папы,
Гиральд послал Папе письмо, в котором, процитировав из Губертова
обвинения фразу "нам подобает больше опираться на доблесть, чем на
кровь", выдвинул контробвинение, что Губерт попятил эту фразу у
Клавдиана. "How many modern students of Latin poetry would have
spotted the quotation from
IV Cons.220?" - меланхолически
заканчивает Камерон.