Такое далёкое, такое счастливое...
grisovka — 09.02.2023 Дорогие мои сотоварищи, решив поддержать объявленный Хэшмоб #родомиздетства, я села вспомнить детские добрые истории.Детство моё было очень счастливым, очень. Родилась я в деревне, и до школьного возраста жила там. У бабушек и дедушек. Родители уехали в поселок работать на шахту, им дали квартиру, но с местами в детсад было очень туго. Поэтому мама с папой в выходные приезжали, а в будние дни я была сама себе хозяйка. Потому что бабушки обе работали, дедушка один работал, а второй -инвалид войны -был дома, "на хозяйстве".
Ночевала я у маминой бабушки, а утром, позавтракав, шла 1,5 километра к другой бабушке -там много детей в слободе было, и там было веселее. А вечером шла назад или за мной на велосипеде приезжал дедушка.
Воспоминание первое.
Мне года четыре. Сосед, дядя Саша, вывел на улицу динамик и круглосуточно там играет радио "Маяк". У нас в избе, тоже, кстати, оно работало круглосуточно, до прекращения трансляции в 12 часов ночи.
И вот мы с моей подружкой Танькой танцуем на лугу под "Арлекино", изображая "современные танцы". Родители Таньки смеются, проходящие мимо с коровника доярки тоже останавливаются послушать и посмотреть "на цирк". Тут подъезжает за мной на велосипеде дедушка -ему сказали, где меня искать. Он со всеми аплодирует нам с Танькой, мы довольные и разгоряченные - "современные танцы" -весьма подвижны, и мы даже вспотели! Дедушка сажает меня на рамку своего огромного, как мне тогда казалось, велосипеда. Рамка заботливо обтянута куском старой фуфайки, чтоб мне было удобно. И мы едем по деревне, встречные кричат: "Здоров, Иван Степаныч!" Дедушка каждому отвечает: "Доброго здоровья!" и приподнимает кепку. Я тоже всем кричу "Доброго здоровья!" и мне так радостно, потому что закатное солнце светит в лицо, оно уже низко совсем, тепло, в голове крутится песня "Арлекино", а бабушка сейчас подоит козу и меня ждет большая кружка парного козьего молока! Неизбывное счастье!
Воспоминание второе.
Я в третьем классе и каждые каникулы провожу в деревне. Сейчас нам весело -на лето все дядья сбрасывают детей бабушке и нас -на минуточку -8 детей! Это ж команда! С самого утра мы убегаем куда глаза глядят и носимся до вечера. Изредка забегая перекусить. Бабушка строга: "Если обедать не придёте -кто вас потом покормит? До вечера голодные будете!" Но разве мы будем голодными? Мы буханку черного хлеба разделали на куски, помазали растительным маслом и посыпали солью -что может быть вкуснее! Мы идём ловить чудовище, которое водится в омуте за старой плотиной. Про него неоднократно рассказывал байки наш дядька, а он врать не будет!
С замиранием сердца перебираемся через плотину. Омут небольшой, но глубокий. Вода в нём тёмная и непрозрачная. Мы боимся подходить близко -вдруг чудовище схватит и утащит? Мальчишки вооружились заточенными "пиками" из лозинки -отгонять чудовище, если что, и куском старой сети. Мы сидим на высоком берегу, смотрим вниз на омут и думаем -как же нам этим куском сети поймать чудовище? Внезапно Маринка, младшая сестра, начинает отчаянно трясти головой и показывать пальцем вниз -и мы цепенеем. Из под воды поднимается...гребень! Он торчит явно, и очень медленно движется вдоль берега. Позабыв про планы поймать чудовище, мы с дикими воплями несемся домой. Там взахлеб рассказываем деду, какой "динозавр" плавает в омуте, приукрашивая подробности. Дед смеется - то ж щука старая. Её никто уж пару лет поймать не может. На удочку не клюет, а сетями не поймаешь -глубоко. Щука таскает гусят и утят, поэтому туда перестали гонять птиц. Вечером рассказываем все дядьке, пришедшему со смены -это щука, да? Он делает огромные глаза -нет, конечно. Это дед чтоб вы не пугались вас утешает. А чудовище есть. Все знают. Вот пойдём послушаем, как оно орёт! Темно, звезды. Мы идём с дядькой к омуту. И вдруг со стороны омута раздается "УУУУ! УУУ-хууу!"Будто кто-то дудит в глуховатую трубу. Мы орём дурниной и убегаем домой. В ужасе. Дядька, посмеиваясь, бежит за нами.
Бабушка ругает потом дядьку - "Тебе уж 27 лет, а ты всё дурью маешься! Дочку вон напугал собственную! "
Маринка ревет и никак не может успокоится. Боится что чудовище за ней придет ночью. Долго мы потом не ходили вечерами в сторону омута. Уже будучи взрослой, в калужских лесах пришлось услышать подобный звук. Мне объяснили, что это выпь. Теперь я знаю, что за чудовище выло на омуте!
Воспоминание третье.
Одной из наших обязанностей летом в деревне было ходить вечером в стадо за коровой Зорькой. Сельское стадо пригоняли на выгон, и там хозяева разбирали своих коров, овец и коз. И гнали домой. В один год вся деревня была перерыта канавами -то ли воду перекладывали, то ли ещё что. И вот ягнята и козлята маленькие вслед за матерями, перескакивавшими эти рвы, не успевали -размаха копыт не хватало. И скатывались в канавы. Идём в стадо, и каждый день -овца бегает вдоль канавы и блеет, а в канаве мечутся и жалобно мевкают пара а то и больше ягнят. И мы организовывали "спасательные работы". Кто постарше -прыгали в канавы и подавали вверх пойманых малявок, а младшим была задача отогнать всю эту незадачливую семью овец подальше от канавы))) Некоторые тётки даже нас звали -ой, достаньте, вон мой свалился в канаву! Пользовались, короче, нами, чтоб самим не лазить))) Довольные и счастливые, перепачканные, но с чувством выполненного долга, гнали мы домой нашу Зорьку. Её и гнать-то не надо было -она сама дорогу знала. И помню -оборачиваюсь, солнце совсем уже садится, а небо зеленое, точнее зелено-салатовое закатное. Я своих тормошу -вы поглядите, какой цвет! Зелёное небо! Мы стоим, изумляемся и любуемся. Зорька возвращается к нам, шумно вздыхает и тоже смотрит с нами. Картина так ярко отпечаталась в памяти, я даже грязные коленки сестёр помню и запачканую ягнятами рубашку братца. Стоим мы - толпа детей и корова бронзовая с белой мордой. И непонятно-зеленое небо. Радость и счастье.
Таких воспоминаний у меня очень-очень много. Как калейдоскоп, я перебираю их, когда хочется вновь ощутить ту радость и безмятежность. Погрузите себя в свои счастливые воспоминания! Иногда это очень нам нужно.
|
</> |