Такие вот сыроежки


Кажется, я погорячился. И не просто погорячился, а очень сильно погорячился, когда, честно признаюсь, пренебрежительно отозвался о сыроежках. Мне теперь даже немного стыдно за это: «Про краснявки, синявки и прочие сыроежки» (https://alexa-bell.livejournal.com/201522.html).
Нет, моя оценка не изменилось о конкретных сыроежках, которые синявки и краснявки. Я сейчас о других сыроежках. В XIX веке творил некий виртуальный автор по имени Козьма Прутков. Тот самый, который говорил: «Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану». Но я не внял предостережению именитого автора и попал впросак.
Ведь тот же Козьма Прутков предупреждал: «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим». Уже после того, как я раздраконил несчастные сыроежки, неожиданно для себя узнал, что чтимые мною сухие грузди вовсе не грузди и даже не подгруздки, а самые настоящие сыроежки. Точнее, белые сыроежки.

Подобное утверждение, мягко говоря, озадачило меня. Всю жизнь это были сухие грузди и вот – на тебе! Я ещё соглашался на наукообразные подгрузди, но сыроежки? Оказывается «товарищи учёные – доценты с кандидатами» пришли к однозначному выводу – это не груздь, это не сухой груздь, это не белый подгруздок, а это – белая сыроежка.
А потому, отрезав в лесу у неё ножку, мы не увидим ни капли млечного сока, который в обязательном порядке присутствует в каждом грибе, будь это груздь или просто подгруздок. И не надо маяться, вымачивая их в воде. А засолив, можно уже дня через три-четыре поставить их на стол, посыпать кольцами репчатого лука, добавить ещё домашней сметанки. Если ещё отварить свежее накопанной картошечки, да аккуратно налить в рюмочку грамм пятьдесят водочки, то можно смело утверждать: «Есть в жизни счастье!»
Но, предположим, нет желания солить собранные грибы или, например, всего-то нашли два-три гриба: какой из них посол? Опять же вполне можно сварганить отличную груздяночку. Немного в неё картошечки, в меру специй – и можно приступать. Только не забыть про сметанку – без неё груздянка вовсе не груздянка, а просто грибной суп. Перед груздянкой, для аппетита, можно ту же рюмочку. И снова можно сказать: «Жить – хорошо, и жизнь – хороша!»
Одна беда, никак не приемлю я, что сухой груздь больше не груздь, а всего лишь белая сыроежка. Сколько себя помню, вся наша деревня ежедневно вёдрами носила сухие грузди из близ лежащего леса. И лес-то был так себе – большой берёзовый околок в низинке. Весной по колено вода в нём стояла. Зато летом, когда сырым груздям ещё время не пришло, наступала пора сухим груздям. Правда, собирать их было сложновато. Слово «собирать», по-моему, к сухому груздю совсем не подходит. Сухой груздь надо искать. Искать под слоем прошлогодней листвы, внимательно оглядывая всё вокруг – не приподнялась ли где земля? Нашёл один груздь – рой вокруг землю, ищи другие. Они обязательно будут.
Но вот что интересно. Обычно говорят, что нельзя нарушать поверхностный слой, мол, это вредно для микоризы, не вырастут потом грибы. Как бы не так! Зайдёшь в этот лес, а впечатление, как будто только что перед тобой стадо кабанов прошло – почва просто вспахана. А сухие грузди всё равно есть. И в прошлом году были, и в позапрошлом, и в будущем будут. Всей деревне их хватало. Видно, место такое груздяное. Или сыроежечное?
А может всё-таки послушать Козьму Пруткова и последовать его совету. Ну и пусть учёные микологи – это так называются учёные по грибам – написали под сухим груздём сыроежка, мало ли что взбрело им в голову, я же вижу, что на самом деле это не сыроежка, а груздь, тогда почему я должен верить их надписи? Завтра они, если их не остановить, и мухоморы в сыроежки запишут. Что тогда? Безропотно соглашаться?

После долгих раздумий, правда, ночью я спал хорошо и даже сны не снились, пришёл я к следующему выводу: а зачем мне знать, что сухой груздь – белая сыроежка? Мне-то до этого какое дело? Я с сызмальства усвоил непреложную истину: вот этот замечательный гриб – сухой груздь. Он выглядит, как груздь. Он на вкус, как груздь. Значит, он и есть груздь. А то, что в нём нет горького млечного сока, так это замечательное достоинство данного гриба, его конкурентное преимущество. Вот так-то! И не надо голову ломать по поводу видовой принадлежности. Потому что видовую принадлежность, в отличие от самого гриба, не засолишь и даже груздяночку из неё не сваришь. Под неё и рюмочку не нальёшь. Тогда какой в ней смысл?
|
</> |