"Так случилось: заточенье стало родиной второю..."
laralelya — 16.06.2015 Эти строки Анна Ахматова написала в 1915 году на Бежецкой земле, в Слепнёве, в родовом имении мужа, Николая Гумилёва.Сейчас Слепнёва нет. Ушло с лица земли. Говорят, в тех местах остался только старый дуб, напоминающий о прежних временах. Хотелось побывать в том месте, но... проехать, как сказали, невозможно, да и пешком затруднительно: позарастали стёжки-дорожки, борщевиком поросли.
А вот усадебный дом, в котором с 1911-го по 1917-й каждое лето жила Ахматова, сохранился. В 1935 году его перевезли из Слепнёва в соседние Градницы, чтобы устроить в нем школу.
Вот этот дом. Сейчас в нем музейно-литературный центр "Дом поэтов".
В своих заметках "Слепнёво" Ахматова написала:
«Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, «воротца», хлеба, хлеба... Там я написала очень многие стихи «Чёток» и «Белой стаи». «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года».
И еще:
"Николай Степанович не выносил Слепнёва. Зевал, скучал, уезжал в невыясненном направлении, писал «такая скучная, не золотая старина» и наполнял альбом Кузьминых-Караваевых посредственными стихами..."
Я научилась просто, мудро жить,
1912
Фотографировать и показывать музейные экспозиции я не люблю. А в Градницах еще и не так много "родных" дому вещей.
Из "родных" - вот эта лестница с высокими ступеньками...
Шкатулка Анны Андреевны (слева у зеркала. Не понимаю, почему я так и не запечатлела ее отдельно)...
Лото из усадьбы Слепнёво...
И вот этот трогательный кошелечек, который связал крючком для бабушки сын Ахматовой и Гумилёва маленький Лёвушка (кошелечек под стеклом, поэтому нечетко получился)
Есть еще немного слепнёвской посуды, но я ее не стала фоткать: она под стеклом, всё бликует.
А вообще экспозиция сделана с любовью и с толком. Подобраны вещи эпохи 1910-х годов, воссоздана по сохранившимся описаниям обстановка некоторых помещений, грамотно оформлены выставочные стенды - с документами, фотографиями, книгами...
Из помещений хочу показать "синюю" комнату Ахматовой, о которой она в заметках писала:
"В моей комнате (на север) висела большая икона - Христос в темнице. Узкий диван был таким твердым, что я просыпалась ночью и долго сидела, чтобы отдохнуть... Над диваном висел небольшой портрет Николая I - не как у снобов в Петербурге, почти как экзотика, а просто, серьезно, по-Онегински ("Царей портреты на стене")".
Ну и не преминула я запечатлеть львиную голову, коими украшены спинки стульев в Доме поэтов :-)
По Дому поэтов мы с подругой ходили одни, а вообще сюда приезжают и экскурсанты.
Вот как раз и автобус с ними прибыл.
Экскурсантов в Градницах встречает тоже почти музейный экспонат: ржавая борона :-) Говорят, не первый год тут лежит.
А чтобы точно знать, куда идти (и в борщевике не заблудиться), есть указатель.
Стрелочка, правда, не только в сторону музея направлена, но и несколько в небо. И кажется, в этом есть логика :-)
А борщевик... Он всепобеждающий :-( Гораздо похуже пресловутого "крапивного семени".
К развалинам Троицкой церкви в Градницах из-за борщевика не подойти. Что смогла, своими силами скосила смотрительница Дома поэтов. Эх...
Церковь пытались взорвать в 1930-х. Половина колокольни от взрыва обрушилась.
Эти руины, кстати, первое, что видят экскурсанты, выходя из автобуса. А, нет, сначала - борона, а потом - руины...
|
</> |