Так они и жили
— 26.11.2015Выпить Петька любил, ох, как любил! Разбуди его в три часа ночи и скажи, что на другом конце деревни ему нальют - секунды думать не будет, рванет немедля.
Во хмелю у Петьки было три стадии: первая - благостная. Всех-то он любит, любой случайный собутыльник ему милее отца родного. Тут он и споет и спляшет, и не обидится на грубое слово, и жену кроме как "Валюшка" никак не назовет, и хвастается ею: "Валюшка моя - хозяйка каких поискать!"
Во второй стадии Петька сначала начинал всхлипывать, вытирая рукавом снизу вверх прохудившиеся нос и глаза, потом окончательно обижался на весь мир и, захлебываясь слезами, перечислял беды и невзгоды настоящие и не имеющие к нему вообще никакого отношения. Тут поминалась и жена Валька:"Ведьма, чистая ведьма и ведьминское отродье!"
Это Петька так тещу величал. Тестя Петька уважал. Он всегда выручал зятя: и утром нальет опохмелиться, и вечерком зовет зятька выпить с устатку. Помер тесть далеко от дома, в городе попал под машину.
Но Петька в случайности не верит! Теща наворожила, старая ведьма! И Валька в мать, языкатая дура, она же сроду не поймет Петькину душу, орет, как оглашенная и все!
Обижался Петька на начальство, власть, соседей, рождаемость в Китае и на свою судьбу горемычную.
Но это все пол-беды. Беда, если было еще что выпить.
Тогда начиналась стадия третья и последняя. Внезапно Петька переставал завывать, вставал, обводил мутным глазом помещение и, если народ во-время не успевал удрать, впивался взглядом в первого попавшегося и, горланя: "Убью!!" - хватал, что было под рукой и кидался в драку.
Иногда напротив оказывались мужички не слабые и получал Петька от всей души, отлетал, как мячик, но вставал и, размазывая кровищу, снова шел в бой.
Исходов тут было три: либо метелили его пока уже не мог подняться, либо разбегались и крушил Петька все вокруг пока сам не устанет, но чаще сбегались мужики-соседи, кто сам в это время еще был на ногах, и связывали буяна.
Валька за долгие годы уже знала Петькин сценарий, потому на первой стадии могла и поорать, и по башке звездануть муженька, и попытаться спрятать бутылку, выгнать дружков.
И Петьку пригнать домой, и утолкать спать.
Вторая стадия до поры до времени тоже давала жене свободу маневра, но уж если подступала третья - тут Валька удирала из дому, что есть мочи! И в чем попало.
Не раз была бита, спасибо, выучили!
Соседки прятали Вальку.
Мужики в деревне пили почти все.
Трезвый мужик -редкость. Но даже бабы косились: больной, небось! А уж сильная половина такого просто презирала.
Пьющие тоже разные бывают. Таких, как Петька, драчунов, звали "корявыми".
Хорошие мужики, выпив, шли спать или в крайнем случае мучали семью пол-ночи разговорами, но руки не распускали.
Таких мужиков было меньше половины и были они у баб в цене.
Так уж повелось, что вино и водку не всегда можно было купить в магазине. Разбирали сразу, да и не каждый раз наскребешь на "казенку".
Выручали бабы. В каждом дворе гнали самогонку. Аппараты были не у всех, так договаривались, выручали друг дружку.
Брага в молочных сорокалитровых бидонах стояла в каждом доме.
Беда была у тех баб, мужья которых выпивали брагу, не дождавшись самогонки.
Так нашу бабу не проведешь! Исхитрялись кто как мог: кто прятал второй бидон у соседей, а одна такое учудила, что мужик ейный чуть умом не рехнулся.
Зарыла, хитрая бестия, бидон в сарае, сверху навалила мусор с навозом, он преет, брагу подогревает слегка. Брага -то бродить должна, ей выход газу нужен, так провела трубку из крышки бидона под землей из сарая в огород.
И долгонько она радовалась как муженька перехитрила, но всему хорошему приходит конец. Как-то явился муженек домой совсем никакой, шел на автопилоте, а в своем огороде направился было в уборную, но не добрался, упал личиком в грядку, там и уснул.
И надо же было ему приземлиться недалеко от трубки из бидона! Очнулся и учуял божественный дух браги!
Сначала решил, что допился уже до ручки, однако вот оно, вот оно спасенье! Ну не перепутает наш мужик запах бражки с укропом!!
Встав на колени мужик стал ползать по земле носом, как собака. Испоганил всю грядку, наконец отыскал источник запаха: из земли идет!
Право слово, чуть с ума не сошел, но собрав мозги в кучу, решил: надо рыть! Сил на то, чтобы взять лопату не осталось, стал копать руками и поймал-таки трубку. Припал к ней, надышался вдоволь и пошел по следу.
Пока копал - протрезвел чуток и уже подручными средствами добрался до бидона, разворотив стенку сарая ломом и до смерти перепугав кур.
Вот уж был подарочек жене: явился муж домой черный от земли, как бес из преисподней, весь в куриных перьях, навозе. Сам - пьяней вина, а в руках крышка с трубкой от бидона!
Валька, как и все, гнала самогонку. Дальше начиналась большая игра: баба прячет бутылки, а мужик их ищет.
Тут уж кто кого. Бабы и в землю зарывали, и в навозе прятали, и на чердаках и в подполах тайники устраивали.
Но мужики тоже не дураки. Получив от жены законный стакан самогонки - искали причины для добавки. То нездоровится, надо полечиться, то кум зашел, как его не уважить?
Но и это доза в зачет не шла.
Праздник - отыскать тайник, перепрятать его и выпить вволю, кто в одиночку, кому нужна была компания.
Если все бутылки баба прятала в одно место и мужик находил схрон, так повытаскивает все, до последней бутылки.
Настает праздник, жена уверена, что у нее припасено, глядь - а там пусто!! Тут уж мужик выслушивал всю правду про себя и свою родню до седьмого колена и про всех мужиков вместе взятых.
Но горе - не беда. Всегда можно было занять у соседок. Бабы друг дружку понимали, любая могла оказаться в дураках!
Так и жили!
Валька была в деревне на особом счету. После восьмого класса она закончила училище на швею мотористку и курсы кройки и шитья. В деревне - была незаменимой. Кто мог сам прострочить на машинке - тот шел к Вальке раскроить ткань. А у кого руки вообще росли не оттуда - заказывали Вальке сшить юбки, халаты, платья
Бабоньки в деревне нестандартные, покупная одежда требовала подгонки по фигуре. Валька - мастер на все руки. И копейка в дом нелишняя!
Дружила Валька с учительницей Тамарой Ивановной, еще сама у нее училась. Потом и детей к ней привела.
Замуж Тамара Ивановна не вышла. Деревенские парни не пришлись молодой учителке по душе. Был у нее городской роман, приезжал к ней парень, но, прожив лето в деревне, к зиме уехал и ее с собой не позвал.
Так и осталась она одна.
Дом ей дали сразу. Как и все деревенские разводила она кур, гусей, в стайке хрюкал поросенок. Огород помогали вскопать мужики, кто из уважения, а кто за непременную бутылку.
К ней-то, учительше, Валька темной ночью относила бутылки с самогоном и хранились они там, как в сейфе.
Петьке было невдомек. Уж он не раз и не два обшарил дом, сарай, огород и ни разу не нашел "клад".
Очень его это огорчало, но и гордился перед мужиками своей умной женой.
Трезвый Петька Вальку уважал. Баба и впрямь была толковой: и дома успевала, и работала, и с детьми, и скотину-огород обихаживала, и шила себе, детям и на заказ.
И все бы было ничего, да пришла в деревню беда.
Как-то в субботу около сельсовета остановилась неизвестная машина. Из нее вышли два мужичка и начали торговать водкой, да дешевле, чем в деревенском магазине.
Слух мгновенно облетел деревню. Мужики сбегались со всех сторон, пересчитывая деньги в карманах.
У Петьки, как на грех, денег не было, занять было не у кого, мужики на свои заначки затаривались для себя.
С криками Петьке удалось вырвать у жены деньги на одну бутылку. Валька не понимала, зачем тратить деньги, когда есть своя самогонка.
Потому денег больше не дала, из-за того и повезло Петьке.
Вечером пошла по деревне гулянка, тут уж мужикам бабы были не указ: сами купили, сами и пили.
Уже ночью то в одном, то в другом доме вспыхивал свет: мужикам становилось плохо.
Бабы бегали в сельсовет, оттуда вызывали "скорую", да когда это она ночью из района до деревни доедет?
Когда Петька проснулся от боли в желудке - Валька тут же сообразила, что водка была паленая, а то Петьку поллитрой испугаешь? Он литр самогонки выкушивал и черт его не брал.
Накануне Валька перегоняла молоко на сепараторе и остался обрат, думала утром споить его теленку.
Увидев, как корчится Петька, она стала поить его обратом.
Боли были такие сильные, что у него не было сил бороться с Валькой. Она вливала в него стакан за стаканом.
Началась рвота. Петьку от боли скрючивало как судорогой, глаза вылезали из орбит, но Валька с воплями: "Допился, черт неуемный, все тебе мало, пока не сдохнешь - не закроешь свой рот! Пей, гад, что даю, а то своими руками прибью!" вливала в Петьку обрат литр за литром.
Тем и спасла Валька мужа.
Скорая всю ночь увозила мужиков в больницу, сколько можно было - толкали в машину.
Пока довезли, пока стали промывать - к утру восемь мужиков померли.
К вечеру еще четверо скончались.
Оказалось, что водка та была - разбавленный ядовитый технический спирт.
И кто продавал, что за машина была - никто не запомнил.
Болел Петька долго. Валька выхаживала его манной кашкой, бульончиками.
Врачи сказали: "Благодари жену, что отпоила тебя обратом, это тебя и спасло. Еще бы часа два-три и лежал бы себе за оградкой!"
Верите или нет, но с той поры Петька в рот спиртного не берет, а на жену свою только что не молится!
|
</> |