Так не делают


Помню, как я хотела в юности научиться кроить. Шить я умела, спасибо маме, но вот сделать свою выкройку (что-то симпатичное, что хорошо сидело) было мечтой. Я пошла на курсы кройки и шитья, в доме офицеров, и там нас учили. Надо было снять кучу каких-то мерок, и что-то вычерчивать по каким-то формулам. Не знаю, откуда они взялись. Надо было там нарисовать линию под таким-то углом, и из точки, где она начиналась, отложить отрезок. равный 1/12 длины чего-то там. Так мы мучились часами. Сюда одну шестую длины плеча, туда одну пятую обхвата талии. Кто откуда эту пятую или шестую высчитал, не знаю. Но получалось нечто очень друраское, что не сидело ни с какой стороны!
Кончалось все равно тем, что по полученной выкройке что-то вырезали из "ненужной тряпочки", сшивали, и в 20 местах подгоняли. И получался такой скучный бабский силуэтик, который просто сел по фигуре. Тоскааа...
Кстати, был на этих курсах эпизод, который меня убил. Я в какой-то момент подружилась с девушкой, которая вела эти курсы. Было ей лет 30, и я не знаю вообще, откуда она взялась, почему там вела эти курсы, и чему где училась. Но я прилеплялась ко всем, кто что-то такое делал, и пыталась дружить, и чему-то такому научиться. Ну и вот, она, обнаружив во мне благодарного собеседника, после очередного занятия поделилась переживанием. У нее завелся молодой человек, которому она хотела сделать подарок. Он играл на гитаре (ах) и она сшила для этой гитары чехол. Но он у нее не получился. Я ее долго и с пристрастием расспрашивала, что же там не получилось. Она сказала, что на самом деле даже уже нашла ошибку, надо переделать. Но все же (смущаясь) вытащила этот чехол. Он был сшит из двух деталей, в форме этой самой гитары. Она забыла выкроить боковушку, и вшить между ними. Я тогда расстроилась очень. Потому что мне тогда было лет 13, и я не додумалась бы сшить чехол без боковушки. У меня с "трехмерными работами" всегда было хуже всех в семье. Но вот это я понимала давно. Как-то я вдруг поняла, что она что-то там чертит, но понимания, как и из чего складывается объемная вещь, у нее нет. И я забросила эти курсы.
А между отем моя мама иногда шила платья. Выкроек у нас никаких не было. (Только когда мне было лет 16, появилось три журнала "Бурды", по которым мы все шили до самого нашего отъезда в Германию.) Но моя мама шила разное, и оно было красивое. Среди прочих у мамы была фирменная выкройка сарафана. Его шили из прямого полотна, в котором в нескольких местах делались надрезы, и в эти надрезы довольно простым способом складывался выпирающий уголок от полотна. Делала мама это "по фигуре" - тому, кому шила. Прикладывала полотно к будущей хозяйке сарафана. Смотрела, где это получше ляжет. Там делала свой волшебный надрез, и получалось отличное платье.
Про такие платья учительница на кройке и шитье говорила: "Ну так же не делают". Надо что-то чертить, считать. (Понимая, что чертишь и на что умножаешь.)
Потом, сто лет спустя, я приехала в Германию, и увидела легендарные книги "Pattern Magic". Вы наверное все их знаете, там автор все на куклах складывает и укладывает, пока оно не обретет нужную форму, потом обводит все складки, все разбирает, и получает выкройку. Он, конечно, очень серьезные и сложные вещи делает. Но принцип ровно такой же, как у моей мамы был. По сути, она тоже что-то куда-то складывала-прикладывала, потом когда где-то что-то лишнее оставалось, это просто отрезала, и так все ко всему прилаживала. И плевал он, что "так не делают". А в какой науке так не делают? Ну да, немного не понятно, как после всего этого из того же самого вычертить на размер больше, или на два размера меньше. Хотя думается мне, что и это - вопрос решаемый. Или может быть этот метод - вообще не для этого. А для того, чтобы сшить что-то одно, на одного человека, особенное.
Про рисование я тоже всю жизнь слышала, что "так не делают". Так акварелью не рисуют. Такое акрилом нельзя, такое только маслом делают. К слову, я знаю монахиню из России, которая уже лет 10 назад таки добилась разрешения от церкви писать свои иконы акрилом. Доказав, что и этими красками впоне можно создать произведение для вечности. Но сколько было препираний... А перед этим тоже было магическое "нельзя".
И наброски с людей надо делать в определенном порядке: оченить все пропорции человека, и начинать с разметки общих крайних точек композиции. Чтобы все уложилось в лист. Этим способом у меня никогда ничего не укладывалось в лист. Кстати, если начинать с головы, как все любят, тоже ничего не укладывается. У меня лучше всего получается все с пропорциями или композицией, если я начинаю рисовать человека с какой-нибудь ноги. Желательно - с самой нелепо выпирающей из общей композиции части. Если я соображу, как эта выпирающая нога соотносится со всем остальным человеком, у меня получается нормальный набросок, и все сходится и в лист помещается. Но так ведь не делают?! В какой-то момент моя добрая мама (еще со времен сарафанов боровшаяся за свободу творчества), предложила мне забить на эти "нельзя", и рисовать, как рисуется.
Да в некоторых вещах есть каноны, четкие формулы и правила, и без них - никак. Например в шелкографии или в фотографии есть четкие рецепты. Нарушишь - просто не высохнет никогда. Или не зафиксируется и исчезнет изображение. Или что-нибудь такое. Там не надо нарушать технологию, сам же пожалеешь. А есть области, где технологии и правила придумали для какого-то удобства (или не знаю зачем), но они сто лет назад уже устарели, себя исчерпали, и если на них забить, можно получить так много столь прекрасных, живых результатов. Эх!
А вы что знаете, где следование точным рецептам - обязательно? А где преуспели более всего те, кто благополучно на них забил, и делают все любыми странными способами, лишь бы вышло круто?

Смотрите также:





Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам:

|
</> |