Так ли страшна заморозка, как об этом говорят в РЖД

топ 100 блогов Сообщество «Экспертная экономика»28.09.2013

Правительство все-таки решило пойти на заморозку тарифов в 2014-м и ограничить повышение расценок на услуги естественных монополий в последующие два года. Это делается для того, чтобы замедлить темы инфляции и поддержать рост ВВП. Однако данная инициатива столкнулась с сильным сопротивлением со стороны госмонополий.

В частности, резко против этого шага выступили РЖД, которые львиную долю выручки (73,17% в 2012 году) генерируют за счет тарифа на грузоперевозки. В результате заморозки тарифов рост выручки сильно замедлится, что может ухудшить финансовое положение компании.

Если говорить о влиянии решения правительства на железнодорожную отрасль, то выигрывают от этого в первую очередь грузоотправители, рост затрат на транспортировку грузов у которых замедлится. Однако тут стоит отметить что тариф для грузоотправителя формируется из двух составляющих ― «инфраструктурной» и «вагонной». Первая и есть тариф, получаемый РЖД, рост которого будет заморожен. А вот что касается «вагонной» составляющей, то она выплачивается оператору, который отвечает за транспортировку груза, и устанавливается рыночным путем.

Вследствие замедления экономического развития и сокращения погрузки на сеть РЖД на 3,2% г/г за восемь месяцев текущего года, ставки аренды вагонов сильно снизились, в особенности в сегменте полувагонов. Здесь расценки уменьшились примерно на 15%, таким образом, заморозка индексации «инфраструктурной» составляющей лишь поспособствует восстановлению баланса в сегменте полувагонов и в целом позитивно отразится на рынке.

Немного иная ситуация в сегменте цистерн, где уровень арендной платы не менялся с прошлого года, однако сейчас рассматривается возможность индексации тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 6%, что позволит сгладить негативный эффект для РЖД.

Камень преткновения в споре о целесообразности заморозки тарифов РЖД ― это инвестиционная программа монополиста. Ее объем весьма впечатляет, и только в 2013 году составляет 439,5 млрд руб., а в течение последних четырех лет в среднем он равнялся порядка 32% от выручки железнодорожной компании. Менеджмент заявил о планах существенно сократить инвестпрограмму в случае заморозки тарифов, а также перевести 340 тыс. сотрудников на неполную рабочую неделею. Однако, по моим оценкам, негативный эффект от полной заморозки тарифа в 2014 году не будет слишком масштабным для РЖД. Потери в связи с уменьшением выручки не превысят 64,25 млрд руб. Кроме того, не стоит забывать, что индексация тарифов приведет к замедлению темпов роста затрат на электроэнергию, которые составляют 8,86% от денежных расходов компании, а заморозка тарифов даст положительный эффект в 7,4 млрд руб.

При этом у РЖД довольно низкий уровень долговой нагрузки. В терминах NetDebt/EBITDA на конец 2012 года показатель составлял 1,0х. В связи с этим у компании есть возможность привлекать долговое финансирование. Однако уменьшение EBITDA вследствие заморозки тарифов приведет к некоторому повышению долговой нагрузки. Рост долга в случае привлечения заемных средств вызовет увеличение процентных платежей, что снизит чистую рентабельность, однако угрозы потери платежеспособности нет. В итоге за счет заемных средств РЖД смогут покрыть выпадающие доходы и исполнить запланированную ранее инвестиционную программу либо, в случае ухудшения рыночной конъюнктуры, сократить объем инвестиций в пределах 60 млрд руб.

Ограничение роста тарифов несет под собой определенные риски для отрасли грузоперевозок. Несмотря на то, что инфраструктурный тариф для операторов является «сквозным» и его заморозка никак не отразится на финансовых результатах операторов, есть опасность, что РЖД, которые после начатой в 2006 году реформы постепенно уходили с рынка, теперь вновь задумаются о возвращении подвижного состава под свое прямое управление. Развитие такого сценария может ухудшить ситуацию на рынке грузоперевозок в целом, а также привести к возникновению неравных условий в сегменте. В то же время прямое осуществление услуг оперирования может повысить доходы монополии.

Ранее рассматривался вопрос приватизации миноритарного пакета РЖД как источника финансирования инвестпрограммы, однако в случае заморозки тарифов от этого, скорее всего, придется отказаться, так как, учитывая высокую долю доходов от грузоперевозок в общей структуре выручки и возможный рост долговой нагрузки, стоимость компании упадет.

В итоге заморозка тарифов приведет к ухудшению финансового положения РЖД, однако существенного сокращения инвестпрограммы ждать также не стоит. Вероятнее всего, монополист будет искать альтернативные, не привязанные к тарифам источники дохода, и не исключено, что он вернется к оперированию вагонами. Среди бенефициаров такого решения можно назвать компании металлургического сектора, которые снизят логистические издержки, а также других крупных грузоотправителей, в частности компании сектора минеральных удобрений.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
3D Mapping представляет собой создание объемных проекций в любом масштабе. При этом реалистичность иллюзий находится на первом месте по сравнению со всеми подобными шоу типа лазерного или светового представления. Технология 3Д маппинг, является настолько уникальным, что очевидцы ...
Прощёлкали все праздничные распродажи, и лень ждать до следующего НГ? Хочется купить что-нибудь стоящее на жгущие ляжку декабрьские деньги? Таки вот он я, принёс посылку для вашего мальчика. Внутри — прекрасная новогодняя цена 9.000 рублей (девять тысяч рублей! обосраться!) на лучший ...
Говорил себе: жизнь слишком коротка, чтобы пересматривать 177 серий ! Думал, что начну плакать, едва увижу Кадди. Но нет, все прошло гладко. Пересмотрел с удовольствием, как будто встретился со старыми друзьями. И над Кадди не плакал. Разве что так и не смог ей простить, когда она не п ...
Турецкий плакат времён войны. Диалог между козлами сводится к требованию: — Убирайся с моей дороги! ...
29 октября. Привет всем с другой планеты! Не с той, где деревья были большими. Нет, они были живыми, реально живыми. А не пластиковыми. И люди были не манекены. Любили. Страдали. Строили. Летали. Ряд бесконечен... Мне тошнее двухчубайсов и трехдворковичей глядящие в пол на передачах ...