Так как же сердце стало Символом Любви?
tanjand — 14.02.2020Однажды с похода вернулся рыцарь и получил удар: у жены завелся любовник! Взбешенный рыцарь, естественно, вызвал на дуэль соперника. И убил. Но даже этой победы оказалось мало, мало для мести и успокоения ярости.
Что он сделал? Он вырезал сердце любовника жены и дал его своему личному шеф-повару с конкретными инструкциями: приготовь из этого рагу для моей жены.
Конечно же, в ту ночь она его съела и облизала свою тарелку.
Так старая легенда, абсолютно сумасшедшая - на уровне Патрика Бейтмена (из Американского психопата) и подтверждает, насколько глубоко укоренилась роль сердца как мощного и опасного символа любви.
Но как же этот символ добрался до поздравительных открыток?
Что он означал раньше?
Символ в форме сердца был найден на средиземноморских монетах в 6-м веке до нашей эры, а также на чашах — это означает, что он мог быть связан с листьями винограда в форме сердца. Между тем, в испанском изображении четырёх всадников Апокалипсиса 14 века тоже сердца - на задницах коней:
Один из самых больших мифов средневековья о сердце — это то, что оно всегда имело форму, к которой мы привыкли. Это не так.
Это иллюстрация французской рукописи тринадцатого века, де ла Пуаре, поэт Тибо, относительно малоизвестный. Винкен назвал этот образ «первой иллюстрацией сердца вне анатомической литературы»
И это первое художественное изображение человека, отдающего свое сердце любимой как символ любви!!!
Вначале сердца изображались в виде гадких груш, сосновых шишек или ромбов, отчасти потому, что тогда анатомии не знали. Считалось кощунственным рассекать священное человеческое тело и смотреть, как все выглядит внутри. Поэтому рисовали, как воображали)).
Французская рукопись 13-го века «Роман де ля Пуар» или « Романс о груше», доказывает, что, да, ребята, французы всегда были одержимы любовью - обратите внимание, что сердце перевернуто, и ну, оно немного похоже на манго.
Обложка и первая страница романа де ла Пуар. Национальная библиотека Франции.
До 14-го века сердца обычно изображались перевернутыми с ног на голову.
Некоторые из самых важных святых, - Августин, Екатерина Сиенская и Бернардино Сиенский, буквально держат сердца в своих руках: Екатерина фактически обменивается сердцами со Христом.
Мне кажется, что представления этих двух святых несколько очеловечивают сердце, и позднесредневековые романсы способствуют этой тенденции. Вы начинаете видеть вполне обычных людей (ну, может быть, не обычных, но, конечно, не святых) с сердцами в руках.
Изображение Священного Сердца вполне стандартизировано в освещенных средневековых рукописях тринадцатого века: сердце, часто пылающее и всегда пронзенное, с сопутствующим Терновым венцом и пятью ранами Христа, раны, которые были, конечно, на его руках и ногах.
Джованни ди Паоло, Святая Екатерина Сиенская, обменивающая свое сердце с Христом, после 1460 года, Музей Метрополитен
А здесь, я полагаю, средневековый Цезарь отдает свое сердце Риму. Иллюстрация, взятая из рукописи жизни Цезаря. Просветление от Светония, Жизнь Цезаря, 1433, Библиотека Принстонского университета.
Аррас Гобелен, Приношение сердца, c. 1400-1410, Лувр; Мастер Vitae Imperatorum
Сердце в виде комковатого плода или его известной зубчатой формы стало мотивом стихотворений трубадура, мраморных гробов и нот; его рисовали на игральных картах, и даже мода оказалась подвластна ему:
Вот «Escoffin», головной убор в форме сердца…
Чтобы мы не забыли, это была эпоха, которая очень серьезно относилась к своим драконам, единорогам и прочим странным монстрам, поэтому сей символ был нагружен дополнительными смыслам - (см. Вышеупомянутую историю о рагу из сердца).
Люди в средние века очень верили в мантру «ты есть то, что ты ешь», и поэтому наслаждение грешным сердцем было настоящим смертным приговором. Сердце, будучи полностью поглощающим органом, имело собственные глаза.
Ничто не представляет это лучше, чем удивительная картина анонимного фламандского мастера молодого человека, держащего книгу в форме сердца.
Но есть и развивающиеся варианты: изображения позднего средневековья уже сделали переход к более мирскому посланию, охватывающему жалость, любовь и милосердие.
Влияние классицизма и реализма также повлияло на мотив - поэтому мы также видим сердца в настоящих руках и, конечно, в сердцах Купидона.
Деревянная рука - сердце в руке
Источник: Музеи Виктории
Франческо Саверио Мерголо - Дизайн для расписного потолка 1770
А потом мотив «сердце в руке» теряет свое специфическое христианское значение и начинает означать милосердие, дружбу, любовь, доброжелательность, чувства - гораздо более общие понятия.
Эмблема Odd Fellows появляется не только в письмах, но и на множестве простых предметов, включая инструменты и мухобойки.
День Святого Валентина стал праздником - со всем, что влечет за собой.
Это подводит нас к истокам Дня святого Валентина. Когда-то давно «куртуазная любовь» была литературной одержимостью специфическим романтическим повествованием: уважительный рыцарь преследует целомудренную деву, обычно с помощью трубадура и лиры.
Единороги с драконами необязательны. Вспенить, промыть, повторить.
|
</> |