Не попадёт в рай тот, кого не искушали

топ 100 блогов tanjand13.02.2020
Якоб Айзекс Ван Сваненбург, приписывается.jpg


Легенда об искушаемом, измученном и затравленном отшельнике дала художникам средневековья богатый источник для придумывания фантастических миров: уродливые демоны встречаются с похотливыми красавицами, любопытные существа населяют причудливые пейзажи и границы стираются между ночными кошмарами и реальностью. Они попросту исчезают.
Легенда, которая была изображена художниками от Лукаса Кранаха до Анри Фантена-Латура, от Иеронима Босха до Макса Эрнста удивительным образом путешествует из века в век.


И она занимает нас сегодня так же, как и многих известных художников последних 500 лет.

Начиная с темных веков сюжет «искушение Святого Антония» стал одним из центральных в европейской живописи. Искусство того времени было единственным средством распространения христианской идеологии.

Вся фабула закручена вокруг нетривиального события в жизни святого Антония, а именно искушение дьявольскими силами.

Святого Антония считают Отцом монашества: он первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Умер в 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан.

Когда Антонию было 18, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях.
Вся его последующая жизнь была самоотречением и подвижничеством: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила.

Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.


«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения», - одно из изречений Антония Великого.

А искушения будоражили воображение художников, и будоражат по сей день. Образы демонов – жуткие, мерзкие, которым противостоял святой, не потеряли остроты – они всё такие же пугающие. Зато прекрасные искусительницы (они только подчеркивают стойкость святого) меняются из века в век, становясь все более порочными и ну, интересными ....

Не попадёт в рай тот, кого не искушали 1432.jpg

Стефано ди Джованни Сассетта, «Святой Антоний, мучимый бесами» (1430-1432)
«Алтарь Евхаристии».

В 1777 году алтарь был разобран, разные его части разошлись по музеям, а центральная картина была безвозвратно утрачена.

Не попадёт в рай тот, кого не искушали 1475.jpg
Мартин Шонгауэр «Искушение святого Антония» (ок. 1470-1475)


Жуткая вещь - страдания от сверхъестественных страшилищ, которые когтями, клыками, терзают святого мученика.
Картина символичная.

"Художники раннего Средневековья рисовали чудовищ, демонизируя античные легендарные существа и фантастически объединяя человека и зверя. С VIII столетия изображения чудовищ стали основываться на сочетаниях искаженных животных форм с человеческими". (Борев Ю.Б. «Эстетика»)


Не попадёт в рай тот, кого не искушали 1488.jpg
Микеланджело Буонарроти, «Мученичество святого Антония»

Написана в 1487-1488 годах.
И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет.


Микеланджело действительно нарисовал копию с гравюры с изображением святого Антония работы Шонгауэра. Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), сообщал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую.
Вы можете сравнить работы Микеланджело и Шонгауэра, и вам станет ясно, что Микеланджело не делал точную копию.



Не попадёт в рай тот, кого не искушали 1635.jpg

Жак Калло, «Искушение святого Антония» (1635)

Гравюра «Искушение святого Антония», которую обычно называют «Второе искушение святого Антония», самая вдохновенная из всех его сатирических и гротескных композиций.

Как в самом кошмарном сне, видна огромная, озаренная подземным огнем пещера, в дыму и пламени мечется несметное множество уродливых и фантастических существ.
Омерзительные твари окружили лежащего на земле седобородого отшельника.

Отвратив взор от восседающей на огнедышащем драконе нагой женщины, святой Антоний храбро размахивает крестом, обороняясь от наступающих на него бесов.
Над головой святого, на кафедре полуразрушенного храма, — оркестр с хором бесов и солистом — ослом.
В преддверии подземного царства, слева два черта в монашеских рясах читают требник, а справа — стреляющая картечью пушка и отряд вооруженных демонов.

Ух, жуть жуткая!!!

Якоб ван Своненбург, «Искушение святого Антония», 1617 год.jpg
Якоб ван Своненбург, «Искушение святого Антония», 1617 год

Композиция получена из зеркальной гравюры Жака Калло от 1617 года, сегодня их существует только пять. Калло сделал гравировку, работая во Флоренции для семьи Медичи.
Якоб ван Сваненбург путешествовал по Италии в 1591 году и жил между Венецией и Неаполем в течение 20 лет после обучения под руководством своего отца.

Не попадёт в рай тот, кого не искушали Joos_van_Craesbeeck_-The_Temptation_of_St_Anthony.jpg

Йос ван Красбек, «Искушение святого Антония» 1650
В большой голове святого продолжает копошится вся суета нашего мира, хотя он и покинул ее (суету), уединившись в пустыне, но она никуда не исчезла из головы.
Ван Красбек очень интересный художник. Его надо знать, о нем как-нибудь позже)).

Не попадёт в рай тот, кого не искушали 1004.jpg

Сальватор Роза
«Искушение святого Антония» (1645)
Ну, очень сюрреалистично! Сальватор Роза изобразил себя в образе святого Антония, атакуемого уродливыми демонами. Символы Книги, Черепа и Креста не нуждаются в дополнительном объяснении.

Не попадёт в рай тот, кого не искушали Jan_Mandyn_001.jpg
Ян Мандейн (1500-1560), «Искушение Святого Антония»

Нидерландский художник эпохи Ренессанса и северного маньеризма.
Ян Мандейн последователь Босха. Тоже уникум.
Правда, с авторством проблемы, считается, что он был неграмотным и подписей не оставлял. «Искушение» – уставлено, что принадлежит ему.


Не попадёт в рай тот, кого не искушали i.jpg

Фрагмент


Велленс Де Кок.jpg

Ян де Кок - Искушение св. Антония (ок. 1520)


Не попадёт в рай тот, кого не искушали 9i.jpg

Ловис Коринф, Искушение Святого Антония 1897



Не попадёт в рай тот, кого не искушали tumblr_ogkayfEYKG1vjov3vo1_1280.jpg

Отто Дикс (1891-1969)



Не попадёт в рай тот, кого не искушали 188718.jpg

Отто Дикс (1891-1969)


Не попадёт в рай тот, кого не искушали 1979.jpg

А.Т. Фоменко, «Искушение святого Антония» (1979)



Не попадёт в рай тот, кого не искушали 1962.jpg

Константин Васильев
«Искушение святого Антония» (1962)
Материально нуждавшийся и, под настроение, склонный к эпатажу и дерзкому озорству Васильев по заказу мог написать не только чуждый ему евангельский сюжет — в частной коллекции можно увидеть и граничащее с порнографией небольшое полотно «Искушение святого Антония». (Михаил Белгородский «Константин Васильев и Даниил Андреев — полюса русского менталитета» (mbelgor.narod.ru/da/166.htm)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не все гос-ва, конечно, при этом специально названия стран НЕ подписывал ДАЛЕЕ: Даунинг стрит, 10 Елисейский дворец Голубой дом Квиринальский дворец Дворец Альворадо Новый Кантей Дворец Бельвью Истана Негара Дом де Нарьё Зёнгнанхай Лодж Дворец Ла Монклоя ...
Как неделя пробежала... Только из ленты узнала, что пятница пришла... Всем удачи и добра, погода нас услышит, думаю и солнце выглянет? ...
Сборный деревянный каркасный дом стоит на склоне холма, откуда открывается вид на холмистую загородную местность Эльзаса. Объём отдельно стоящего дома отражает умелое сочетание требований местных строительных норм и правил: интерьер разделен на разделенные уровни, чтобы создать четыре ...
Что может быть вкуснее сладкого сочного арбуза в летний день. Лето щедро одаривает нас вкусностями, но огромная зеленая ягода это нечто особенное. Под плотной твердой корочкой находится сладкая сочная мякоть которую любят и стар и млад. Для меня это еще один вкусный повод любить лето. ...
В своём недавнем посте я рассмотрел вопрос о взаимоотношениях Советской власти и государственной бюрократии, обнаружив, что для советской бюрократии, при всём её кажущемся всевластии, эти отношения были весьма далёкими от комфортных. Но какая система отношений с бюрократией могла бы ...