Не попадёт в рай тот, кого не искушали
tanjand — 13.02.2020Легенда об искушаемом, измученном и затравленном отшельнике дала художникам средневековья богатый источник для придумывания фантастических миров: уродливые демоны встречаются с похотливыми красавицами, любопытные существа населяют причудливые пейзажи и границы стираются между ночными кошмарами и реальностью. Они попросту исчезают.
Легенда, которая была изображена художниками от Лукаса Кранаха до Анри Фантена-Латура, от Иеронима Босха до Макса Эрнста удивительным образом путешествует из века в век.
И она занимает нас сегодня так же, как и многих известных художников последних 500 лет.
Начиная с темных веков сюжет «искушение Святого Антония» стал одним из центральных в европейской живописи. Искусство того времени было единственным средством распространения христианской идеологии.
Вся фабула закручена вокруг нетривиального события в жизни святого Антония, а именно искушение дьявольскими силами.
Святого Антония считают Отцом монашества: он первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Умер в 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан.
Когда Антонию было 18, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях.
Вся его последующая жизнь была самоотречением и подвижничеством: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила.
Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.
«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения», - одно из изречений Антония Великого.
А искушения будоражили воображение художников, и будоражат по сей день. Образы демонов – жуткие, мерзкие, которым противостоял святой, не потеряли остроты – они всё такие же пугающие. Зато прекрасные искусительницы (они только подчеркивают стойкость святого) меняются из века в век, становясь все более порочными и ну, интересными ....
Стефано ди Джованни Сассетта, «Святой Антоний, мучимый бесами» (1430-1432)
«Алтарь Евхаристии».
В 1777 году алтарь был разобран, разные его части разошлись по музеям, а центральная картина была безвозвратно утрачена.
Жуткая вещь - страдания от сверхъестественных страшилищ, которые когтями, клыками, терзают святого мученика.
Картина символичная.
"Художники раннего Средневековья рисовали чудовищ, демонизируя античные легендарные существа и фантастически объединяя человека и зверя. С VIII столетия изображения чудовищ стали основываться на сочетаниях искаженных животных форм с человеческими". (Борев Ю.Б. «Эстетика»)
Написана в 1487-1488 годах.
И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет.
Микеланджело действительно нарисовал копию с гравюры с изображением святого Антония работы Шонгауэра. Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), сообщал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую.
Вы можете сравнить работы Микеланджело и Шонгауэра, и вам станет ясно, что Микеланджело не делал точную копию.
Жак Калло, «Искушение святого Антония» (1635)
Гравюра «Искушение святого Антония», которую обычно называют «Второе искушение святого Антония», самая вдохновенная из всех его сатирических и гротескных композиций.
Как в самом кошмарном сне, видна огромная, озаренная подземным огнем пещера, в дыму и пламени мечется несметное множество уродливых и фантастических существ.
Омерзительные твари окружили лежащего на земле седобородого отшельника.
Отвратив взор от восседающей на огнедышащем драконе нагой женщины, святой Антоний храбро размахивает крестом, обороняясь от наступающих на него бесов.
Над головой святого, на кафедре полуразрушенного храма, — оркестр с хором бесов и солистом — ослом.
В преддверии подземного царства, слева два черта в монашеских рясах читают требник, а справа — стреляющая картечью пушка и отряд вооруженных демонов.
Ух, жуть жуткая!!!
Композиция получена из зеркальной гравюры Жака Калло от 1617 года, сегодня их существует только пять. Калло сделал гравировку, работая во Флоренции для семьи Медичи.
Якоб ван Сваненбург путешествовал по Италии в 1591 году и жил между Венецией и Неаполем в течение 20 лет после обучения под руководством своего отца.
Йос ван Красбек, «Искушение святого Антония» 1650
Сальватор Роза
«Искушение святого Антония» (1645)
Нидерландский художник эпохи Ренессанса и северного маньеризма.
Ян Мандейн последователь Босха. Тоже уникум.
Правда, с авторством проблемы, считается, что он был неграмотным и подписей не оставлял. «Искушение» – уставлено, что принадлежит ему.
Фрагмент
Ян де Кок - Искушение св. Антония (ок. 1520)
Ловис Коринф, Искушение Святого Антония 1897
Отто Дикс (1891-1969)
Отто Дикс (1891-1969)
А.Т. Фоменко, «Искушение святого Антония» (1979)
Константин Васильев
«Искушение святого Антония» (1962)
|
</> |