ТАК ГОВОРИЛ ГАЛКОВСКИЙ. ЭКОНОМИКА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
roman_rostovcev — 17.05.2021К середине 1941 года СССР был аграрно-индустриальной страной, в массовом порядке использовавшей принудительный труд. Военная катастрофа 1941-1942 года разрушала основную экономическую базу. Тем не менее считается, что в 1941-1945 годах советская промышленность выиграла военное соревнование с Германией (точнее, всей континентальной Европой) и выдала на гора количество техники, превосходящей немецкую и по качеству и по количеству. Как это могло произойти, объяснить не могут. Говорится, что основное производство было не разрушено, а эвакуировано на(за) Урал. Как это возможно при общих масштабах экономики, пропускной способности железных дорог и обстоятельствах военного хаоса - совершенно непонятно.
Далее говорится об увеличениях нормы выработки. Тоже непонятно, т.к. и до войны в СССР существовала потогонная система. На производстве работали в три смены, за гроши, а в результате "реформ" 1938-1940 года экономика была просто милитаризована. Даже в условиях мирного времени навряд ли удалось бы добиться двух-трёхкратного увеличения и то только на короткий срок (год-два), дальше наступил бы экономический коллапс. Речь же идёт иногда о десятикратном (!) увеличении основных видов военной продукции. Да ещё при одновременной модернизации выпускаемой техники.
Вывод напрашивается такой. На самом деле цифры советского производства безбожно завышены, причём потолок этого завышения виден невооружённым глазом. Приписано столько, чтобы обогнать Германию, и чтобы помощь по лендлизу выглядела ничтожным довеском (менее 10%).
На самом деле путём тотальной мобилизации экономики Советскому Союзу удалось максимум сохранить довоенный объём производства, а поставки по лендлизу составили 50% от общего производства. Если уж западные союзники красноармейцев КОРМИЛИ, то что же говорить о вооружении.
Отставание в вооружении хорошо объясняет фантастические людские потери. Основные операции на фронте проводились СССР огромными массами пехоты без достаточной технической поддержки.
После войны всем сторонам было выгодно поддерживать миф о советской военной промышленности. Проигравшие немцы таким образом реабилетировали своё поражение (русским помогли физические условия: климат, необычайные природные ресурсы и общий масштаб государства). Американцы и англичане в условиях холодной войны и гонки вооружений склонны были преуменьшать масштаб сотрудничества в рамках антигитлеровской коалиции и завышать возможности советской экономики. Ну а сталинско-брежневские акыны воспевали преимущества реального социализма с его плановой экономикой: завалили Европу советской техникой.
То же касается качественной составляющей. ТТХ советской военной техники часто подтасованы. Кроме обычной советской системы приписок, здесь используется тактика "образцово-показательных экземпляров", столь знаковая советскому человеку по всяческим ВДНХ и "Книгам о вкусной и здоровой пище". Простой здравый смысл подсказывает, что аграрно-индустриальная страна неизбежно на порядок проигрывает развитым индустриальным странам в развитии техники. Стадии индустриальной СССР достиг только в 50-е годы, после тотального грабежа Европы и создания традиций крупного промышленного производства.
В процессе обсуждения выяснилось, что данные, на которые опираются мои оппоненты, весьма сомнительны. "Всем известно, что...", "точно установлено...", "посмотрите на цифры...", даже "шизофреник, надень очки..." на самом деле упирается в один-единственный документ, произведённый на свет в 1947 году: в книгу Вознесенского "Военная экономика СССР в годы Отечественной войны".
Любопытно, что эти данные должны быть сомнительны даже с точки зрения самих сталинистов. Вскоре Вознесенский, член Политбюро, зампредсовмина и руководитель Госплана, был расстрелян как враг народа. Между прочим, ему инкриминировалась как раз подтасовка экономических данных. В постановлении Политбюро от 5 марта 1949 года говорилось: "Госплан СССР допускает необъективный и нечестный подход к вопросам планирования и оценки выполнения планов, что выражается прежде всего в подгонке цифр с целью замазать действительное положение вещей." И т.д. и т.п.
Да и о каких "объективных цифрах" можно говорить в
большевистской статистике. Достаточно вспомнить, что даже число
погибший во время второй мировой войны фальсифицировалось самым
наглейшим образом.
Сталин назвал цифру 7 миллионов, Брежнев - 20, Горбачёв - 27.
Теперь некоторые историки говорят, что 27 это только
военнослужащие, к которым надо приплюсовать 17 миллионов мирного
населения. Какая же это, с позволения сказать, "статистика"?
На что же можно опираться при оценке реального числа произведённой СССР военной техники? Прежде всего, на макроэкономические показатели, которые трудно фальсифицировать (фальсифицировались большевиками и они, но в человеческих масштабах). В потоке экономических данных существуют цифры-индикаторы, вроде 36,6 в медицине. Например с 1870-80 по 1960-70 общий масштаб экономического производства с надёжностью в 90% можно определить по выплавке стали. Сталь этого периода - материя, из которой государство лепило экономическую реальность. Объём выплавленной стали равнялся объёму цемента, из которого был построен термитник. Причём, поскольку само сталеварение было одной из основных экономических мощностей, то это давало показателю вторую степень надёжности. До "стального" периода (с некоторым налеганием) таким определителем было производство чугуна, после (тоже с налеганием, примерно с 1920-1950 года и по сию пору) - производство электроэнергии. Стальной показатель перестал быть определяющим из-за бурного развития цветной металлургии, химической промышленности и из-за перехода экономики в постиндустриальную фазу. Из-за последнего обстоятельства электроэнергетика постепенно утратит своё определяющее значение.
Так вот, производство стали
СССР:
1940 - 18,3 мл. тонн
1941 - 17,9
1942 - 8,1
1943 - 8,5
1944 - 10,9
1945 - 12,3
Бросается в глаза фантастичность цифры 1941 года. В 1941 году была оккупирована вся Украина, а это 50% общего производства стали. Реально произвели миллионов 12 (для сравнения скажу, что в мирном 1946 произвели 13,3.).
Теперь Германия:
1941 - 31,8
1942 - 32,1
1943 - 34,6
1944 - 28,5
Сравним производство танков:
СССР:
1941 - 6590
1942 - 22448
1943 - 30100
1944 - 33274
Германия:
1941 - 3805
1942 - 6189
1943 - 10700
1944 - 18300
Как видим даже в 1944 году, в период сверхусилий тотальной войны, гениальные инженеры и организаторы немцы при 28,5 млн. тонн стали смогли выдавить 18300 танков. Это несомненно рекорд для Гиннеса. "Сделали всё возможное и невозможное". Но советам это что, раз плюнуть. Советский человек может работать по 48 часов в сутки. В 1942 году Америка, пыжась (в т.ч. для Лендлиза) произвела 27200 танков. А Иосиф Виссарионович, при выпуске стали в 10 раз меньше - 24448. А в 1944 и вовсе Америку обогнал.
С большим отрывом!
По всей видимости, промышленные успехи СССР периода второй мировой войны невероятно преувеличены. Реально к началу конфликта промышленное производство составляло примерно половину германского, причём механизм сталинской экономики был неотлажен. Промышленная продукция выходила с большим процентом брака, несколько последних лет чёрная металлургия находилась в состоянии стагнации. В стране катастрофически не хватало квалифицированных кадров, диспропорции придавали всей экономике уродливый, негибкий характер.
С другой стороны, в отличие от Германии, СССР 20 лет лихорадочно
готовился к войне. За годы военной гонки большевики накопили
большой запас вооружений. По абсолютным цифрам преимущество в
военной технике к 22 июня было на стороне СССР, причём преимущество
значительное.
Военный крах 1941 года ситуацию изменил радикально. Основная масса самолётов, танков и значительная часть пушек довоенного выпуска была потеряна. Кроме того, СССР потерял 60% экономического потенциала. На довоенный уровень промышленность СССР вышла только через три года после окончания войны, причём с помощью многомиллиардных дотаций
Однако это не значит, что Сталин воевал против Гитлера голыми руками. Большое число техники было передано красной армии её союзниками. Кроме того, оставшаяся часть экономики была взята под союзный контроль, что позволило частично компенсировать потери 41-42 года. Разумеется, свою роль сыграла и тотальная милитаризация. В результате большевикам всё-таки удалось сохранить серьёзную промышленную базу. В целом по основным видам вооружений СССР достойно конкурировал с Германией. Трёхкратное превосходство в производстве танков - бред, но 80-120% от германского уровня – цифра реальная. Это больше, чем производство Англии. Что касается качества советской техники, то оно неизбежно было низким или очень низким. Техническую отсталось и потери начала войны не могли компенсировать ни американский менеджмент, ни богатые сырьевые ресурсы. В ещё большей степени это касается военного искусства. Продолжительность жизни советского танка или самолёта была в 10 раз короче. Из-за этого у немцев всю войну было существенное превосходство в технике. Советский Союз компенсировал техническую слабость превосходством в людских ресурсах. В целом получилась борьба оснащённого агрессора с более слабым, но более многочисленным противником. Что, по-моему, видно невооружённым глазом и нечего тут кривляться со "100 тысячами танков".
Более интересна внешне неочевидная роль Англии и США в поддержке восточного фронта. Без Англии и США СССР бы рухнул в 1941-42 годах. Для Гитлера явилась неприятной неожиданностью столь глубокая кооперация между "большевистскими варварами" и "англо-американскими плутократами". Похоже, он так до конца жизни и не понял, что объединяет английского аристократа и раджипутанского набоба.