«Так что ж мы его все ковыряем...»
absentis — 02.10.2010 Теги: Рогозин Давно хочу сказать пару слов в защиту христиан;) Многие считают, что поклонение мощам — это чисто проявление их некрофильских инстинктов. Но это не совсем так, в большой степени поклонение мощам — старое гомеопатическое суеверие, симпатическая магия. Вот как это развивалось:(Как было сначала. Библия):
К мертвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми. (Иез.44:25)
(Небольшая корректировка Слова Божиего):
По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. (Преподобный Иоанн Дамаскин, 8 век)
Итак, теологическая база под почитание трупов была подведена. Мощи — живые. Только усопшие временно. «Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба». (© Игумен Силуан) Вот эти мощи на картинке внизу просто спят, чего вам тут не понятно?
Но почитание покойников — это еще не поклонение кускам их трупов. Каковы все-таки истоки поклонения именно таким «живым» мощам? Ну, кроме реализации подавленных каннибальско-некрофильских инстинктов, можем ли мы найти еще объяснение, был ли чисто исторический повод для возникновения таких суеверий? Конечно, был. На самом деле все очень просто. У христиан, как мы знаем, есть такой любимый старый холивар — спор об этом поклонении мощам. Они межконфессионально друг друга троллят этим веками. Ибо с частями мертвых тел, подобно папуасам (и далеко не любым папуасам, надо заметить, подобное приходит в голову), производят различные манипуляции (кусают, например) только католики с православными. Остальные христиане этим не вдохновляются. Вот, например, известный евангелист-проповедник Павел Рогозин (1898-1974) считал, что:
Переход от уважения к останкам к поклонению им был лишь делом времени. Он становится тем более понятным, если взять во внимание то духовное состояние церкви: уменьшенное знание Божьего Слова, пошатнувшаяся нравственность, ослабевшая вера в невидимое, уступившая место поклонению и обожествлению “видимого” (фетишизму)...
Но Рогозин вряд ли здесь прав. При определенных условиях трупопоклонство могло и вовсе сойти на нет, либо, по крайней мере, не приняло бы таких уродливых форм. Византийский император-иконоборец Константин V Копроним вообще был против почитания мощей. По его указанию был закрыт храм святой Евфимии, а ее мощи выброшены в море. Но вскоре Церковь нанесла ответный удар — Седьмой Вселенский Собор (787 год) постановил, что в мощах живет сам Христос:
«Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».
Христос, впрочем, по Библии ничего о своем желании обитать в «мертвых костях» (Мф. 23:27) не говорил. Но его туда определением Собора поселили.
Здесь интересный момент — как именно почитание покойных со временем перешло в поклонение именно кусочкам мощей? Когда трупы стали разрывать на части, отрубать руки, ноги, пальцы, то есть заниматься расчлененкой? Сам Рогозин решил, что целых мучеников просто уже не хватало:
Позже, когда умерщвление за веру во Христа стало явлением редким, мощи мучеников расчленялись и продавались за большие деньги и не только церквям и монастырям, но и частным лицам. Торговля мощами достигла таких извращенных форм и чудовищных размеров, что четвертый Латеранский (название площади в Риме, где находится церковь св. Иоанна; под ее сводами собирались пять вселенских соборов. Здесь и поныне коронуются папы) собор в 1215 г., чтобы прекратить соблазн в церкви, вынес постановление, в силу которого открытие новых мощей и торговля ими не допускалась иначе, как с разрешения самого папы. ©
Папа, конечно, на самом деле просто монополизировал выгодный бизнес, ну да мы не об этом. Надо заметить, что вопрос традиции разрывания мощей на части не слишком понятен и некоторым православным священникам:
«Еще бросается в глаза дробление святых мощей без благословения. Вот лежат мощи подвижника, преподобного или мученика в раке, мы его почитаем, молимся… Так что ж мы его все ковыряем, отрываем кусочки?» © Игумен Исидор (Минаев), настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря.
Игумен, конечно, не против, ежели по благословлению. Но чувствуется, что исходные исторические предпосылки ему неясны. Даже не спасают пояснения Иоанна Златоуста о том, что святые мощи «от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных».
Но часто ли разрывали в былые времена мощи на части, может, был у мощей и другой источник? Ведь и в западной церкви обычай разделения мощей не был распространен до VIII века. Да и потом отнюдь не все его поддерживали. Даже знаменитый св. Франциск Ассизский был специально похоронен последователями и учениками в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи с замурованным входом специально для того, чтобы тело не растащили по кусочкам по всей Европе. Могилу его нашли, кажется, только в 18 веке.
Надо вспомнить, что мощи, согласно христианским суевериям, дают исцеление. Христиане издавна считают, что мощи — лечебные. Магия, так подробно описанная Фрезером, тогда была симпатической. Этакая средневековая гомеопатия. Подобное лечилось подобным. Она традиционно такой, впрочем, и осталась в поклонении святым. От головной боли помогает Иоанн, которому отрубили голову, от грудной болезни лечит святитель Димитрий, сам от нее и скончавшийся, от грыжи — великомученик Артемий, который был «придавлен огромным камнем, отчего у него выпали внутренности» и т.д.
От какой же болезни, в основном, призваны были помогать мощи в средние века в этом контексте магического подобия, и что это были за мощи? Основная болезнь нам хорошо известна, вот, например, хроника современника за 994 год об огне св. Антония:
«В это время огненный мор поразил Лимузен. Бесчисленные тела как мужчин, так и женщин пожирал невидимый огонь, и повсюду наполнилась земля плачем. Тогда Жоффруа, аббат Св. Марциала, который наследовал Гигону, и епископ Илдуин, посоветовавшись с герцогом Гийомом, предписали всему Лиможу трехдневный пост. Тогда все епископы Аквитании собрались воедино в Лиможе, и торжественно свезли туда отовсюду все мощи и реликвии святых». (Адемар де Шабанн. «Хроника». Книга III)
Если один из полдюжины хронистов, описавших эту эпидемию, даже и преувеличил цифру до 40 000 умерших, то в любом случае в Аквитании в 994-95 гг. от эрготизма умерло около половины населения региона. (Paul L. Schiff, Jr., PhD. Ergot and Its Alkaloids. Am J Pharm Educ. 2006 October 15; 70(5): 98)
От отваливающихся рук и ног церковники лечили засохшими руками и ногами. Отнюдь не только мощами св. Антония, а любыми, «свезенными отовсюду». Стандартное христианское вуду. Ничего необычного.
Верденская хроника (1041) во время смешанной эпидемии конвульсивно-гангренозного эрготизма — «огня, который скручивал людей» — отмечает замечательное средство от болезни: мощи святых опрыскивались святой водой, затем омывались вином с порошком, счищенным с камней святой могилы, и средство давалось больному. Причем столь большим было число страдальцев, что решено было иметь бочку этой микстуры в постоянной готовности для тех, кто приезжал не в обычное время для очищения костей.
Ну а свежеотпавшие члены куда девались? Вы будете смеяться, но они и становились следующими мощами (и ведь, действительно, можно сказать, невинных мучеников, опаленных «божественным огнем»). В XIX веке об этом еще помнили. Вот что пишет об эрготизме Виноградов (сам, кстати, из духовного сословия).
Так что, как мы видим, трупы на части тогда христианам не было смысла разрывать, нечего на них это вешать;) За поклонением частям трупов в немалой мере стоит все та же старая добрая спорынья. «Мощи» отваливались сами, уже мумифицированные. Нетленные. Так что с ними напряга не было, всегда в наличии.
К 15-му веку больницы антонитов, посвященные в основном уходу за людьми, страдающих от священного огня, хранили ампутированные конечности для восстановления в Воскрешение. Только при жизни Босха были выпущены три папских буллы по регулированию вопроса сомнительных мощей. (http://academic.evergreen.edu/curricular/imagingthebody/Handouts/ArtDiseaseLecture.pdf)
Также хранили «мощи» антониты и во Франции:
«С большим состраданием мы рассматривали двадцать из них: одни без ног, другие без рук, некоторые без ног и рук, ибо эта болезнь может быть вылечена только отсечением членов, на которые она сначала нападает. Там был очень квалифицированный брат, который не упустил ничего. Он показал нам ноги и руки, отсеченные сто лет назад, которые были точно такими же как те, что он отсекает каждый день — то есть черные и полностью сухие». (1639 год, Dom Martene and Dom Durand, Paris, 1717)
|
</> |