рейтинг блогов

«Так что ж мы его все ковыряем...»

топ 100 блогов absentis02.10.2010 Теги: Рогозин Давно хочу сказать пару слов в защиту христиан;) Многие считают, что поклонение мощам — это чисто проявление их некрофильских инстинктов. Но это не совсем так, в большой степени поклонение мощам — старое гомеопатическое суеверие, симпатическая магия. Вот как это развивалось:
(Как было сначала. Библия):
К мертвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми. (Иез.44:25)
(Небольшая корректировка Слова Божиего):
По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. (Преподобный Иоанн Дамаскин, 8 век)
Итак, теологическая база под почитание трупов была подведена. Мощи — живые. Только усопшие временно. «Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба». (© Игумен Силуан) Вот эти мощи на картинке внизу просто спят, чего вам тут не понятно?

«Так что ж мы его все ковыряем...»

Но почитание покойников — это еще не поклонение кускам их трупов. Каковы все-таки истоки поклонения именно таким «живым» мощам? Ну, кроме реализации подавленных каннибальско-некрофильских инстинктов, можем ли мы найти еще объяснение, был ли чисто исторический повод для возникновения таких суеверий? Конечно, был. На самом деле все очень просто. У христиан, как мы знаем, есть такой любимый старый холивар — спор об этом поклонении мощам. Они межконфессионально друг друга троллят этим веками. Ибо с частями мертвых тел, подобно папуасам (и далеко не любым папуасам, надо заметить, подобное приходит в голову), производят различные манипуляции (кусают, например) только католики с православными. Остальные христиане этим не вдохновляются. Вот, например, известный евангелист-проповедник Павел Рогозин (1898-1974) считал, что:

Переход от уважения к останкам к поклонению им был лишь делом времени. Он становится тем более понятным, если взять во внимание то духовное состояние церкви: уменьшенное знание Божьего Слова, пошатнувшаяся нравственность, ослабевшая вера в невидимое, уступившая место поклонению и обожествлению “видимого” (фетишизму)...


Но Рогозин вряд ли здесь прав. При определенных условиях трупопоклонство могло и вовсе сойти на нет, либо, по крайней мере, не приняло бы таких уродливых форм. Византийский император-иконоборец Константин V Копроним вообще был против почитания мощей. По его указанию был закрыт храм святой Евфимии, а ее мощи выброшены в море. Но вскоре Церковь нанесла ответный удар — Седьмой Вселенский Собор (787 год) постановил, что в мощах живет сам Христос:

«Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». 

 Христос, впрочем, по Библии ничего о своем желании обитать в «мертвых костях» (Мф. 23:27) не говорил. Но его туда определением Собора поселили.
Здесь интересный момент — как именно почитание покойных со временем перешло в поклонение именно кусочкам мощей? Когда трупы стали разрывать на части, отрубать руки, ноги, пальцы, то есть заниматься расчлененкой? Сам Рогозин решил, что целых мучеников просто уже не хватало:

Позже, когда умерщвление за веру во Христа стало явлением редким, мощи мучеников расчленялись и продавались за большие деньги и не только церквям и монастырям, но и частным лицам. Торговля мощами достигла таких извращенных форм и чудовищных размеров, что четвертый Латеранский (название площади в Риме, где находится церковь св. Иоанна; под ее сводами собирались пять вселенских соборов. Здесь и поныне коронуются папы) собор в 1215 г., чтобы прекратить соблазн в церкви, вынес постановление, в силу которого открытие новых мощей и торговля ими не допускалась иначе, как с разрешения самого папы. ©

Папа, конечно, на самом деле просто монополизировал выгодный бизнес, ну да мы не об этом. Надо заметить, что вопрос традиции разрывания мощей на части не слишком понятен и некоторым православным священникам:

«Еще бросается в глаза дробление святых мощей без благословения. Вот лежат мощи подвижника, преподобного или мученика в раке, мы его почитаем, молимся… Так что ж мы его все ковыряем, отрываем кусочки?» © Игумен Исидор (Минаев), настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря.

Игумен, конечно, не против, ежели по благословлению. Но чувствуется, что исходные исторические предпосылки ему неясны. Даже не спасают пояснения Иоанна Златоуста о том, что святые мощи «от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных».

Но часто ли разрывали в былые времена мощи на части, может, был у мощей и другой источник? Ведь и в западной церкви обычай разделения мощей не был распространен до VIII века. Да и потом отнюдь не все его поддерживали. Даже знаменитый св. Франциск Ассизский был специально похоронен последователями и учениками в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи с замурованным входом специально для того, чтобы тело не растащили по кусочкам по всей Европе. Могилу его нашли, кажется, только в 18 веке.

Надо вспомнить, что мощи, согласно христианским суевериям, дают исцеление. Христиане издавна считают, что мощи — лечебные. Магия, так подробно описанная Фрезером, тогда была симпатической. Этакая средневековая гомеопатия. Подобное лечилось подобным. Она традиционно такой, впрочем, и осталась в поклонении святым. От головной боли помогает Иоанн, которому отрубили голову, от грудной болезни лечит святитель Димитрий, сам от нее и скончавшийся, от грыжи — великомученик Артемий, который был «придавлен огромным камнем, отчего у него выпали внутренности» и т.д.

От какой же болезни, в основном, призваны были помогать мощи в средние века в этом контексте магического подобия, и что это были за мощи? Основная болезнь нам хорошо известна, вот, например, хроника современника за 994 год об огне св. Антония:

«В это время огненный мор поразил Лимузен. Бесчисленные тела как мужчин, так и женщин пожирал невидимый огонь, и повсюду наполнилась земля плачем. Тогда Жоффруа, аббат Св. Марциала, который наследовал Гигону, и епископ Илдуин, посоветовавшись с герцогом Гийомом, предписали всему Лиможу трехдневный пост. Тогда все епископы Аквитании собрались воедино в Лиможе, и торжественно свезли туда отовсюду все мощи и реликвии святых». (Адемар де Шабанн. «Хроника». Книга III)

Если один из полдюжины хронистов, описавших эту эпидемию, даже и преувеличил цифру до 40 000 умерших, то в любом случае в Аквитании в 994-95 гг. от эрготизма умерло около половины населения региона. (Paul L. Schiff, Jr., PhD. Ergot and Its Alkaloids. Am J Pharm Educ. 2006 October 15; 70(5): 98)

От отваливающихся рук и ног церковники лечили засохшими руками и ногами. Отнюдь не только мощами св. Антония, а любыми, «свезенными отовсюду». Стандартное христианское вуду. Ничего необычного.

Верденская хроника (1041) во время смешанной эпидемии конвульсивно-гангренозного эрготизма — «огня, который скручивал людей» — отмечает замечательное средство от болезни: мощи святых опрыскивались святой водой, затем омывались вином с порошком, счищенным с камней святой могилы, и средство давалось больному. Причем столь большим было число страдальцев, что решено было иметь бочку этой микстуры в постоянной готовности для тех, кто приезжал не в обычное время для очищения костей.

Ну а свежеотпавшие члены куда девались? Вы будете смеяться, но они и становились следующими мощами (и ведь, действительно, можно сказать, невинных мучеников, опаленных «божественным огнем»). В XIX веке об этом еще помнили. Вот что пишет об эрготизме Виноградов (сам, кстати, из духовного сословия).

«Так что ж мы его все ковыряем...»  

Так что, как мы видим, трупы на части тогда христианам не было смысла разрывать, нечего на них это вешать;) За поклонением частям трупов в немалой мере стоит все та же старая добрая спорынья. «Мощи» отваливались сами, уже мумифицированные. Нетленные. Так что с ними напряга не было, всегда в наличии.

К 15-му веку больницы антонитов, посвященные в основном уходу за людьми, страдающих от священного огня, хранили ампутированные конечности для восстановления в Воскрешение. Только при жизни Босха были выпущены три папских буллы по регулированию вопроса сомнительных мощей. (http://academic.evergreen.edu/curricular/imagingthebody/Handouts/ArtDiseaseLecture.pdf)

Также хранили «мощи» антониты и  во Франции:
«С большим состраданием мы рассматривали двадцать из них: одни без ног, другие без рук, некоторые без ног и рук, ибо эта болезнь может быть вылечена только отсечением членов, на которые она сначала нападает. Там был очень квалифицированный брат, который не упустил ничего. Он показал нам ноги и руки, отсеченные сто лет назад, которые были точно такими же как те, что он отсекает каждый день — то есть черные и полностью сухие». (1639 год, Dom Martene and Dom Durand, Paris, 1717)
 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот здесь важно понимать мотивы. Во-первых, в Израиле за год скончались десятки тысяч небольших компаний, больше всего пострадали торговля и строительство. Просто потому, что в этих отраслях основной персонал был из палестинцев - а после начала военных действий в Газе ...
На фоне проведения СВО российские силы за рубежом напоминают тришкин кафтан. Африканский корпус не настолько велик, чтобы часть его можно было бы передислоцировать в Сирийскую арабскую республику. Пока рано говорить о победе тамошних мятежников, но то, что по территории САР ...
У ЙотыОтобрали ...
Некоторое время назад на заднем стекле маршрутных автобусов появились вот такие наклейки. Мне понравилась идея: не картошку, чай, возят, а людей! Должны аккуратнее ездить. 1. А эти наклейки на переднем стекле. Как-то написала в комментах, что в Москве ходят автобусы, в которые могут ...
В печальной, но поучительной истории российского блогера Алексея Макеева можно ставить точку. Мексиканский суд решил изолировать его от общества, отправив на полтора года за решётку. Но это ещё не всё: за убийство местного жителя ему грозит до 50 лет лишения свободы. Под катом ...