Вы можете спросить: а какое нам вообще дело до
проблем Башнефти?
А я вам отвечу – прямое! Башнефть, если кто не в курсе,
это основной поставщик денег в бюджет Республики Башкортостан.
Упадет доля рынка, упадут продажи и прибыль. Упадет прибыль –
упадет количество налогов в бюджет.
Ну и что же в этом хорошего, граждане дорогие?
Помните фразу: "Что хорошо для Дженерал Моторс, то хорошо для
Америки"?
Вот тут, полагаю, та же история.
Что хорошо для Башнефти, то хорошо для Башкирии.
Мне могут сказать: Володя, но ведь свято место не
бывает пусто. На место Башнефти придет другой оператор и налоги
вновь потекут ручьем в бюджет. Так?
Так да не так. Не в наш бюджет – это раз.
И еще я спешу напомнить, что крупные операторы могут иметь
совсем не башкирскую «прописку» и платить налоги в другом регионе,
а мелкие операторы будут стараться уйти от налогов, что, увы,
характерно для поведения малого и среднего бизнеса – выживать ведь
как-то надо.
Хорошо это для нас? Сомневаюсь.
Теперь поговорим о теме, которая вынесена в заголовок этого
поста. Напомню, что еще в конце 2016 года ФАС (Федеральная
антимонопольная служба) предписала Роснефти продать часть заправок,
принадлежащих Башнефти. Сделала она это не просто так, а потому
что по закону общая доля на розничных рынках моторного топлива
Роснефти и Башнефти не должна превышать 50% на конкретном
рынке.
Затем уже весной 2019 года Интерфакс сообщил, что
«Роснефть определилась с количеством и готова продать 186 АЗС
Башнефти в Башкирии и Оренбуржье».
Башнефть объявила тендер на определение рыночной стоимости
своих заправок, а представитель компании пояснил Интерфаксу, что
все эти действия совершаются в рамках исполнения предписания
ФАС.
Цитата:
"В настоящий момент с ФАС продолжается совместная работа по
уточнению доли рынка и определению уровня необходимого снижения
присутствия компании в регионах".
186 заправок (+/- 10%) будут выставлены на продажу на
территории Башкирии и Оренбургской области (в Оренбуржье
планируется продать 17 действующих и 5 законсервированных
АЗС).
Почему Башнефть должна продавать свои
заправки?
Повторю. АЗС в регионе должно быть не более 50% рынка.
Причем не в количественном исчислении по количеству заправок
(это на секундочку 544 действующих АЗС «Башнефть»), а в доле
рынка.
Цитирую чиновника ФАС Дмитрия Манохина: "Мы в своих
расчетах определяем долю рынка, которую нужно снизить компании.
Количество АЗС определяет сама компания."
Только Башкирия должна добровольно уменьшить свою долю в
продажах?
Нет. ФАС проинформировала Роснефть о необходимости продать АЗС
не только в Башкортостане, но и еще в шести регионах: Оренбургской,
Курганской, Ульяновской, Смоленской, Самарской и еще в Саратовской
областях (если мне не изменяет память).
А сколько это стоит и кто это купит?
186 заправок это навскидку около 10 миллиардов рублей.
Это примерная стоимость.
Реальная оценка еще не закончена. Дело это не быстрое. Нужно
понимать, что необходимо промониторить спрос "на рознице", оценить
состояние действующих и законсервированных заправок,
проанализировать специфику региона. Да и сама Башнефть, думаю, не
заинтересована в форсировании событий.