рейтинг блогов

Армагеддон, ч.26

топ 100 блогов anchoret24.06.2025 ГЛАВА V
КАК СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ КНИГУ ОТКРОВЕНИЯ



На протяжении всех лет своего президентства Рональд Рейган еженедельно выступал по радио с обращениями к нации. Одно из самых запоминающихся обращений произошло 11 августа 1984 года. Во время проверки звука перед выступлением, думая, что микрофон отключён, Рейган объявил: «Дорогие американцы, я рад сообщить вам сегодня, что мною подписан закон, который объявляет Россию вне закона навсегда. Через пять минут мы начнём бомбардировки». Он всего лишь хотел повеселить звукооператоров, но совершил грубую ошибку. Его неудачную шутку разнесли по всему миру, и Советский Союз принял её крайне негативно: стало ясно, что администрация Рейгана не была искренна в своих усилиях по улучшению отношений.

Хотя многим данное заявление не показалось смешным, все понимали, что это шутка. Всё дело в контексте: если бы Рейган произнёс те же слова не во время проверки микрофона, а обращаясь к нации из-за рабочего стола в Овальном кабинете, они бы имели совсем другое значение. Тогда бы действительно оставалось только молиться.

Когда меняется контекст, меняется и смысл. Это касается всего, что говорится или пишется. Если бы вы прочитали в научно-фантастическом романе, что смертельный вирус случайно просочился из сверхсекретной правительственной лаборатории и заразил все системы водоснабжения Нью-Йорка, вы бы поняли, что это часть сюжета. Но если вы прочтёте это на первой странице «Нью-Йорк таймс», то испытаете стресс. То есть литературный контекст слов так же важен, как и контекст исторический. Научно-фантастический роман — это не газетная статья, эссе — это не басня, а эпиграмма – не поэма. Любой жанр предполагает негласную договорённость между автором и читателями. И автор, и читатель знают правила ведущейся игры, понимают, чего им ждать и как можно реализовать ожидания. Если автор слегка или даже полностью нарушает правила, читатель всё равно понимает его намерения и с интересом следит, чего тот этим добивается. Но даже в этом случае существуют известные ограничения. Вы не найдёте серьёзных биографий Рузвельта, в которых обсуждались бы его мирные переговоры с марсианами, как не найдёте и романов XIX века, составленных из сонетов.

Большинство читателей книги Откровения никогда не интересуются её историческим контекстом и литературным жанром, хотя они знают (по крайней мере, способны сообразить), что эти вещи радикально влияют на смысл текста. В данном конкретном случае это серьёзная ошибка. Сама по себе ошибка – это ещё не конец света, но из-за неё можно решить, что это он.

Что это вообще за странная книга?

Читатели, которые не вникают в литературный контекст Откровения, обычно считают его единственной книгой в своём роде. Она кажется такой необычной, такой загадочной: разве может быть что-то подобное ещё? Знатоки древнего иудаизма и христианства знают, что может. Откровение — отнюдь не уникальное произведение, требующее уникальных принципов толкования. Многие древние тексты очень похожи на него, такие как 1-я книга Еноха, 2-я книга Варуха, 4-я книга Ездры, Пастырь Ерма, Апокалипсис Петра и Апокалипсис Павла. В них тоже есть причудливые видения, через которые известные религиозные личности постигают небесные тайны, позволяющие понять загадочные реалии земной жизни. Учёные давно выяснили, что этот жанр был широко распространён среди евреев и христиан с 200 г. до н.э. по 200 г. н.э. Точно так же, как вы не поймёте, каким образом «работает» то или иное хайку или готический роман, если вы ничего не знаете об их жанре, вы не поймёте и книгу Откровения, не зная о других «апокалипсисах».

И как же работает Апокалипсис?

Трудно дать определение целому литературному жанру одним предложением, но если попытаться, то апокалипсисы — это повествования от первого лица о собственном опыте весьма символичных духовных видений, которые объясняют земные реалии через раскрытие небесных тайн.
Продемонстрировать, как этот жанр обычно работает, можно на примере ветхозаветной книги пророка Даниила — одного из самых ранних и важных предшественников книги Откровения. В целом книга пророка Даниила сильно отличается от книги Откровения. Начать с того, что первые шесть глав — это ещё не апокалипсис, а серия коротких рассказов об испытаниях, выпавших на долю «Даниила» — молодого человека, оказавшегося в вавилонском плену после разрушения Иудеи в VI веке до н.э. Вторая половина книги, однако, переходит в серию апокалиптических видений, сходство которых с Откровением, написанным примерно 250 лет спустя, не случайно. Как я уже отмечал, книга пророка Даниила сильно повлияла на то, каким написал свой труд Иоанн с Патмоса.

Но как книга Даниила может быть всего на двести пятьдесят лет старше книги Откровения, если её действие происходит в Вавилоне в VI веке до н.э.? Уже в древности было понимание, что книгу Даниила написал не тот Даниил, история которого в ней рассказывается. Позже мы объясним, из чего это было видно, но пока достаточно сказать, что почти все сохранившиеся до наших дней апокалипсисы были написаны под псевдонимами авторами, выдающими себя за известных религиозных деятелей прошлого. Так, например, у нас есть апокалипсисы, в которых утверждается, что они написаны великим пророком Илией, Авраамом, Енохом и никем иным, как самим Адамом. Об этих произведениях нет научных споров: всем понятно, что они не были написаны их предполагаемыми авторами. Но зачем кому-то выдавать себя за почитаемого религиозного деятеля, жившего сотни лет назад? Отчасти ответ довольно очевиден: а кого ещё Бог избрал бы для раскрытия великих небесных тайн?

Одна из интересных особенностей книги Откровения заключается в том, что в отличие от других апокалипсисов её автор, по-видимому, не скрывался под псевдонимом. Он называет себя Иоанном, и практически нет поводов думать, что он был кем-то другим. Возможно, у него не было необходимости скрываться под чужим именем, поскольку люди, к которым он обращался в церквях Малой Азии, уже знали его и, вероятно, признавали его духовный опыт визионера. Однако большинству других авторов для придания веса своим смелым заявлениям требовалась авторитетная поддержка, которой они достигали при помощи псевдоэпиграфики. Неизвестный автор книги пророка Даниила II века до н.э. не был исключением.

Не станем обсуждать все видения из последних шести глав книги Даниила, но коснёмся только первой из них – Дан 7, которая позволит понять, как работает жанр апокалипсиса. Её можно прочитать всего за пару минут, и я советую вам проделать это раза два. Правда, это может сорвать крышу безо всяких запрещённых веществ.

Апокалиптические видения Даниила

Седьмая глава Книги пророка Даниила начинается описанием «сна и видений», которые были у Даниила «в первый год (правления) Валтасара, царя Вавилонского». С исторической точки зрения начало может вызвать недоумение, поскольку вавилонского царя по имени Валтасар никогда не существовало. Но для древних авторов, вводивших в повествование персонажей, живших за столетия до них, это обычное дело: разобраться во всех этих именах и датах им было непросто.
Суть данной главы не в имени царя, а в ночном видении Даниила. Он видит, как четыре небесных ветра поднимают бурю на «великом» (т.е. Средиземном) море, и из пучины один за другим выходят четыре ужасных зверя (ср. Откр 13). Первый подобен льву с орлиными крыльями; крылья ему обрывают, и он встаёт на земле, как человек. Второй подобен медведю, кособокому и с тремя клыками промеж зубов, которому говорится: «Ешь мяса много!» Третий зверь похож на четырёхглавого и четырёхкрылого леопарда, которому «дана власть». Наконец, Даниил видит четвёртого зверя, «грозного и наводящего ужас» (как будто этим он отличается от остальных). Четвёртый — самый страшный из всех; у него железные зубы, которыми он рвёт всех на куски, пожирает, а остатки затаптывает ногами. У этого зверя десять рогов, но на глазах у Даниила среди них появляется ещё один, маленький. Чтобы дать ему место, три рога из десяти оказываются вырваны с корнем. У этого маленького рога есть глаза и уста, которые «говорят высокомерно»; он ведёт войну со святыми и одолевает их (7:21).

видение даниила.jpg

Даниил продолжает смотреть и видит «Ветхого днями» Бога, восседающего на небесном престоле. Говорится, что пред пламенеющим троном струятся огненные потоки, а у Бога белоснежные волосы и бесчисленное множество людей вокруг, готовых служить ему (ср. Откр 4). На этом великолепном фоне четвёртый зверь за свои надменные речи оказывается убит и предан на сожжение (ср. Откр 19:17-21), а остальные звери хоть и лишаются власти, но пока остаются в живых. Наконец, Даниил видит, как «подобный Сыну человеческому» (см. Откр 1:12–16) грядёт с облаками небесными и предстаёт перед Ветхим Днями, который даёт ему «власть, славу и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:14).

Как часто бывает в подобных апокалипсисах, визионер не понимает в том, что он только что увидел, ровным счётом ничего. Но, как это обычно случается, рядом оказывается ангелоподобное создание, некое божественное существо, которое может всё объяснить. Объяснение выглядит просто — по крайней мере, в общих чертах. Четыре зверя символизируют четырёх царей, которые «восстанут от земли». Кто же тогда этот «подобный Сыну человеческому»? Он — представитель «святых Всевышнего», которые «примут царство и будут владеть им вовек и во веки веков».

Чуть позже я объясню, что всё это значит, а пока посмотрим, чем седьмая глава заканчивается. Даниила особенно интересует четвёртый зверь, более ужасный и могущественный, чем другие, и рога на его голове, в частности — маленький рог, который произносит надменные слова. Ангел поясняет, что этот зверь — «четвёртое царство», которое безжалостно поглотит и растопчет всю землю. Рога означают десять царей, которые восстанут из царства, чтобы править им, а маленький рог станет последним царём, который узурпирует власть остальных. А что за «высокомерные слова»”? Они важнее всего, поскольку дают ключ к толкованию этого отрывка:

[Он] против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. (Дан 7:25)

Но Бог станет судиться со зверем, и вся власть будет отнята у этого маленького рога, а он сам будет окончательно уничтожен. И тогда:

Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего (Дан 7:27).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Руссишвайне, пользуйся презервативами, не плоди лишнехромосомных подордынцев : скрин от ...
БОЛЬШЕ ЧЕМ ВЫСТАВКА (Обнаженная красота) ТЕЛО И ЛИНИИ Экспозиция на колоннаде называлась «Тело и линии», здесь наряды дома моды Диор представлены в диалоге с произведениями художников, пишущих обнаженное женское тело. По-видимому, ...
...Что такое настоящий глобальный пиздец. Сами знаете - я традиционно пытаюсь убедить наших караул-алармистов, что глобальных пиздецов не бывает. Они с такой же настойчивостью голосят, что еще как бывают и таковой происходит прямо сейчас. Вот сию ...
На улице стоит какая-то грязная сумка. Дети её увидели и удивились. Лев: - Ой, что это за сумка? Лиза: - Её, наверное, какой-то бомж забыл. - Бомж? - Да ты не понимаешь, что такое бомж. - Понимаю. Это такой монстр. - Нет. Это такой человек. - Человек? - Да, очень богатый человек. В ...
Не могу не написать! У нас в Подмосковье с сегодняшнего дня — свобода передвижения! А я третий день на даче. Приехала сюда совершенно легально, получив СМС-пропуск. Оставлю на память. Пусть бы он ушёл в историю и больше не возвращадся... ...