Таинство алебастра
victorsolkin — 27.02.2025
Много лет тому назад, до революций и эпидемий, в Египте процветал журнал N*Joy, рассчитанный на интеллектуального путешественника. Иногда писал для них небольшие очерки, на папку с которыми неожиданно наткнулся. Подумал, что и здесь они будут уместны.
Таинство алебастра
Этот поразительно красивый полупрозрачный камень, оттенки которого варьируются от молочно-белого до почти янтарно желтого, с коричневатыми прожилками, издревле был одним из символов страны пирамид. Прежде игрой света сквозь стенки выполненных из него сосудов и косметических вещиц любовались цари, их супруги и поданные, а сегодня - туристы, по крайней мере, те из них, кто знает толк в красоте.

Египтяне знали камень, который в египтологии традиционно именуется алебастром, а на самом деле является травертином – крупнокристаллической и полупрозрачной формой известняка - уже на заре истории своего государства. Знаменитые каменоломни Хатнуба, расположенные неподалеку от эль-Амарны, столицы Эхнатона и Нефертити в Среднем Египте, были известны еще с 28 в. до н.э. и функционировали вплоть до конца существования древнеегипетской цивилизации. Именно отсюда в храмы Мемфиса и Фив везли массивные блоки камня, которые шли не только на декоративные поделки, которыми мы сегодня так восхищаемся, но и на строительство. Из алебастра часто делали наиболее ценные элементы храма – т.н. «ложные двери», сквозь которые в святилище должно было проявиться божество, постаменты под царский престол; плитами благородного камня мостили дворы святилищ перед царскими пирамидами, а порой даже вырезали из них колоссы царей и цариц, которыми потом украшали то или иное государственное святилище.
Минерал Хатнуба ассоциировался у египтян с белым цветом, цветом чистоты, непорочности, а следовательно, часто использовался для изготовления предметов погребального инвентаря, порой действительно впечатляющих. Так, в 1817 году итальянский авантюрист и археолог-любитель Джованни Баттиста Бельцони, открывший вход в гробницу фараона Сети I в Долине царей, обнаружил в погребальной камере царский саркофаг: выполненный в форме забальзамированной фигуры царя из белого алебастра самого лучшего качества, он был покрыт изображениями духов ночи, плывущих вместе с солнечной ладьей по пространству иного мира, причем все фигуры и иероглифы, вырезанные в камне, были инкрустированы темно-синим лазуритовым стеклом. На дне саркофага простиралась вырезанная в камне фигура богини Нут, небесной защитницы и матери царя, готовой принять его в свои объятья. Алебастровый шедевр мастеров 13 в. до н.э. был столь совершенен, что его цену не смог выплатить Британский музей, и саркофаг, оставшийся все же в Лондоне, попал в руки частного коллекционера Джона Соуна и был выставлен в небольшом частном музее.

В Египетском музее в Каире многие посетители подолгу задерживаются перед витринами, вглядываясь в утонченные лики Тутанхамона, вернее – выполненных в виде его портретов крышек каноп – емкостей для царских внутренностей, - на которых благородство желтоватого, сливочного алебастра дополнено черной «косметической» линией тяжелых век царя и бледно-розовым пигментом, покрывающим пухлые губы с чуть опущенными вниз уголками. Не менее поразительный эффект достигался если портрет из алебастра дополнялся инкрустированными глазами; все в том же Египетском музее, на первом этаже стоят канопы царицы Кийи, младшей супруги Эхнатона – круглый парик, изящное лицо с точеным профилем, сжатые губы, устремленный сквозь время взгляд глаз из камня и стекла и великолепный, совсем прозрачный камень, из которого безымянный мастер создал полный жизнью портрет любимой жены царя, соперницы Нефертити.

Однако истинная красота алебастра запоминается нашим современникам тогда, когда речь идет все же о произведениях мелкой пластики – бесчисленных сосудах для масла и притираний, туалетных ложечках, покрытых изящной резьбой, того, что было недоступно большинству простых египтян и что порой было гордостью царских мастерских. Алебастр, материал царских скульпторов, предполагал своей непередаваемой текстурой игру света и игру смыслов: так, например, среди сокровищ Тутанхамона была найдена удивительная лампа – массивный бело-желтый цветок папируса на подставе, внутрь которого был вставлен второй сосуд такой же формы, но чуть меньший по размеру. На внешнюю поверхность меньшего сосуда были нанесены яркие росписи со сценами дворцовой жизни, которые, таким образом были скрыты в толще стенок лампы и призрачно проступали сквозь камень, когда ночью внутри лампы зажигали масляный фитиль.
Впрочем, даже если с трудом оторвать взгляд от притягательных алебастровых диковин из гробницы Тутанхамона и приглядеться к простым на первый взгляд вещицам, когда-то стоявшим на туалетных столиках египетских дам, то окажется, что именно в этом материале особенно хорошо удавались мастерам лепестки водяных лилий на ложечках для румян и лишенные декорировки сосуды для масел, которые потрясают своей хрупкостью и игрой прожилок в тончайших стенках.

С угасанием древнеегипетской цивилизации о египетском алебастре забыли на многие века, пока в XIX веке всесильный Мухаммед Али не приказал отделать этим камнем стены своей знаменитой мечети, возвышающейся над Цитаделью Каира. С тех пор в каменоломнях Хатнуба и в приисках, неподалеку от Долины царей в Луксоре, где около века тому назад также был найден благородный камень, закипела работа: из алебастра создавали произведения, которые охотно покупали путешественники, желавшие иметь у себя в доме что-то поистине египетское. Выбирая свою покупку, обратите внимание на то, что истинная красота алебастра проявляется только в произведении, сделанном вручную, матовая поверхность которого отлична от блестящих, «масляных» предметов, сделанных на станке. Алебастр тоньше, прозрачнее и фактурнее оникса, с которым его часто путают, он никогда не имеет зеленого оттенка – только белый, золотистый или едва ощутимый красноватый. Поверхность алебастровой вещицы часто покрывают слоем воска, чтобы защитить от разрушительного воздействия влаги, однако порой такая «патина» скрывает под собой трещины и небольшие отверстия, поэтому выбор покупки не терпит спешки; за чашкой чая, разглядывая все новые и новые произведения, в которые мастер обязательно вставит лампу, чтобы вы насладились игрой света и оттенками цвета камня, вы наверняка найдете то, о чем мечтали. В последние годы мастера Луксора стали все чаще имитировать древние формы сосудов, а значит – у вас есть шанс приобрести истинно египетский подарок не только по форме, но и по содержанию. И последнее: забудьте слова гидов о том или ином значении понравившегося Вам предмета, ведь Вы сможете уточнить его уже дома, справившись в книгах египтологов, а о случайно не купленной вещи, к которой так тянулись руки, можно долго жалеть. Впрочем, и это не повод для огорчения, а всего лишь еще одна из многих тысяч причин вернуться в Египет и, приобретя предмет, долго наслаждаться таинством света и камня, которое таит в себе алебастр.
(с) текст, фото - Виктор Солкин
|
|
</> |
Значение растяжки и мобильности в силовом тренинге
Чем закончился 55 лет назад (15 октября 1970 года) угон советского самолёта
Пробки в Маскве, говорите? Вы китайских не видели!
СЛУШАТЬ, ЧИТАТЬ, ЛЮБИТЬ
давайте уже зиму
Осени палитра
Соляные шахты Величко
Рёпке и другие идиоты...
Домашнее-вечернее\\Ведьма на кухне\\ Фаршированные перцы, ленивые голубцы

