рейтинг блогов

Святой Николай заушает Ария

топ 100 блогов diak_kuraev17.12.2018 Истинный св. Николай наших любителей опричнины

 Святой Николай заушает Ария

 Святой Николай заушает Ария

Авторучка

купить можно тут

https://russian.alibaba.com/product-detail/new-novelty-toy-light-up-xmas-boxing-pen-60474458717.html?spm=a2700.8699010.normalList.91.450e4f7fbeOVp4

***

тут фрески: св. Николай вырывает глаза Арию
https://diak-kuraev.livejournal.com/520086.html

современное прочтение:
https://diak-kuraev.livejournal.com/1600974.html

***
На самом деле св. Николай Чудотворец не давал пощечину Арию.
В слове, которое св. Андрей Критский посвятил св. Николаю , рассказывается о вразумлении пастырем мирликийским одного епископа, впавшего в «маркионитскую ересь» (т.е. не-признание Ветхого Завета исходящим от того же Благого Бога, что и Евангелие): «Некогда ты, встретившись с мужем блаженной памяти Феогнием (который был тогда маркионитским епископом), словами Писания обличал его в заблуждении до тех пор, пока не обратил от лжи к истине. Но поскольку в нем таилось раздражение, происшедшее от сего обличения, ты, заметив это, возвышенным голосом произнес к нему: Брат мой! Помиримся!».(Христианское чтение. Спб., 1834, ч. IV, сс. 229-242).

В канонах Октоиха, написанных в 9 веке св. Иосифом Песнопевцем говорится: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). «Уставил еси премудре, твоего святаго языка струями струи Ариевы хульныя.» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2).

История о пощечине отсутствует в древних версиях Жития и встречается лишь начиная с XVI века – сначала в латинском «Каталоге святых» Петра де Наталибуса, а затем в двадцатом слове (О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца) Дамаскина, «иподиакона и студита, Фессалоникийского» (См. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 28).

«Рассказ Дамаскина наряду с древней основой сказания содержит и несомненные признаки повреждения. К их числу в первую очередь должно быть отнесено выражение «ударил по щеке». Если бы свт. Николай действительно позволил себе нанести Арию удар по щеке, то не могло бы быть и речи о его реабилитации, ибо 27 Апостольское правило, которое, несомненно, действовало еще ранее Никейского Собора, гласит: «Повелеваем, епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил; напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов...». Следует обратить внимание на категоричность выраженного здесь требования о наказании. Если, например, 55 Апостольское правило, определяющее извержение из сана в качестве наказания за словесное досаждение епископу, выражается с известной осторожностью: «да будет извержен», как бы допуская возможность снисхождения и предоставляя вынесение приговора на усмотрение церковного суда, то 27 правило требует извержения из сана безоговорочно: «повелеваем извергати», указывая в качестве причины такой строгости ясно выраженную (через личный пример Иисуса Христа) божественную волю о безусловной незлобивости пастырей и недопустимости с их стороны каких-либо насильственных действий» (Воронов Ливерий. священник (Ленинград). Святитель Николай - ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. №6. 65-75, №7. 66-74. (Републикация: Церковный вестник. Спб., 2000, № 11. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2000/n11/13.shtml)).

Текст жития св. Николая, составленный Симеоном Метафрастом, не содержит этого сюжета, в чем русский читатель может убедиться по интернет-публикации: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=419

Иподиакон Дамаскин просто слишком буквально принял выражения предшествующей традиции, говорящей о словесной полемике св. Николая с Арием . И «по простому» словесную «брань» понял как драку.
Церковь же зовет св. Николая «образ кротости», а не «образ лютости».

При научном отношении к истории житийных текстов, связанным с именем св. Николая, не обойтись без публикаций: Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в русской иследовательской традиции // Богословский сборник. Вып. 3, М., 1999 и Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в древнерусской письменности. М., 1997.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Понятие ноосфера – одно из наиболее важных для понимания развития человечества и биосферы. Сам термин ноосфера ввел Ле Руа, который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. После него академики В.И. Вернадский и Н.Н. Моисеев определяли ноосферу как впо ...
Увы, со слезами на глазах… В одной нигерийской деревне поселился огромный и злой крокодил. Он, гад такой, сожрал всех слабых и немощных – женщин, детей, стариков. Но всему приходит свой конец: заманили на отмель и убили. А потом сфотографировались на фоне. Под фотографией подпись на ...
Назначены арбитры и инспекторы на матчи 37-го тура СОГАЗ-Чемпионата России по футболу среди команд Премьер-Лиги. 30 марта (пятница) «Спартак» Нч - «Томь»: Сергей Лапочкин (Санкт-Петербург), Ильдар Зарипов (Ленинградская область), Алексей Харламов ...
"Охта" на вынос // Строительство проекта окончательно переносится Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко официально заявила, что принято решение построить здание "Охта-центра" в другом месте. Соответствующие переговоры ...
Сайт стукачей «Миротворец» объявил о своем закрытии. Что, конечно, правильно. Даже несмотря на то, что поздно — несколько убийств по его наводке уже произошло. Только после того, как на сайте оказались журналисты американских СМИ, Госдеп выразил озабоченность . Однако вряд ли можно запих ...